Статьи Детское творчество
15:41, 19 Октября 2007
338
0

Практические творческие занятия с детьми до 3 лет


Маленький ребенок – это неутомимый, любознательный исследователь. Он хочет все попробовать, все узнать, всему научиться. И если в более старшем возрасте ребенок использует творчество для выражения своих чувств, то полутора – двухлетний малыш пока учится, тренируется, познает, причем делает это с невероятной быстротой и огромным интересом.

На этом этапе ваша задача – научить ребенка некоторым практическим навыкам, которые он потом сможет применять в самостоятельном творчестве, дать ему возможность исследовать различные материалы, создать положительный эмоциональный настрой и желание заниматься изобразительным искусством. Здесь мы приведем несколько несложных занятий, доступных начинающему творцу.


Можно взять красную, синюю и желтую краску , смешивать их вместе с ребенком, получая разные цвета и раскрашивать бумажные цветочки или бабочек . При этом, получив очередной цвет, вы можете устроить «экспедицию» по квартире в поисках предметов этого цвета.


Также можно взять краску любого цвета и белую и ставить кляксы на бумаге или раскрашивать бумажные фигурки, постепенно добавляя все больше и больше белого и наблюдая, как при этом меняется цвет. Потом то же самое сделать с другим цветом. Когда кляксы высохнут, их можно вырезать, перемешать и предложить ребенку рассортировать их по коробкам-домикам – в красную коробку – красную кляксу и всех ее «родственников», в синюю – синюю с ее «родственниками» и т.д.



Из всех видов творчества первым дети обычно осваивают рисование. Когда мы учим маленького ребенка работать красками, то хорошо сначала показать ему очередной прием, а потом помочь ему повторить, взяв руку малыша в свою. Здесь можно посоветовать следующие простые рисунки, которые ребенок может нарисовать сам. «Цветной дождик» – берем разные краски и кисточкой ставим на бумаге разноцветные точки. «Примакивание» - вы рисуете ветку, ребенок дорисовывает листочки, прижимая кисточку всей щетиной к листу. Аналогично можно дорисовывать лепестки цветочку или крылышки стрекозе. «Угадай, что это» – ставим на листе большую цветную кляксу, вместе ищем, на что она похожа и дальше ребенок сам или с вашей помощью дорисовывает недостающие детали. «Новогодний подсвечник» – раскрашиваем любыми цветами баночку из-под детского питания и потом ставим внутрь маленькую свечу. «Море» - разными оттенками синей и зеленой краски рисуем на листочке волнообразные линии. Если дома имеются привезенные с моря ракушки, то можно наклеить их сверху – получится море с моллюсками. Обычно дети очень любят работать с ракушками из-за их необычного внешнего вида и фактуры. А потом можно добавить туда и нарисованных на бумаге рыб и других морских обитателей и попутно рассказать про них малышу. Когда ребенок начинает учиться рисовать акварелью, ему может понравиться такая работа: вы рисуете восковыми мелками какие-нибудь объекты – цветы, рыб или домики, а ребенок закрашивает фон поверх вашего рисунка. Рисунок мелками не меняет своего цвета и замечательно виден на новом фоне.

В этом возрасте малыш может делать несложные аппликации из заготовленных вами деталей. Например – гусеница. Вы вырезаете 4 круга 2 разных цветов и потом вместе с ребенком наклеиваете их в ряд. Остается только подрисовать маркером глазки и ножки – и гусеница готова.


Замечательные работы получаются из осенних листьев. Самая простая – «Листопад». На ватманском листе рисуются стволы деревьев – берез, дубов и т.д. Собранные на прогулке листья моем, сушим и наклеиваем – первая часть еще держится на соответствующих деревьях, вторая – летит по воздуху, третья уже упала на землю. При этом еще важно не ошибиться и не наклеить на березу дубовые листья. В конце работы подпишите вместе с ребенком все деревья – получится своеобразный гербарий. Наклеивать листья удобнее всего в тот же день, когда собрали, пока они еще не такие хрупкие. А чтобы при дальнейшем высыхании они не съеживались, можно сверху «заламинировать» всю работу широким прозрачным скотчем.


Еще одна поделка с использованием клея и бумаги – горы. Вы берете коричневую бумагу, можно оберточную, даете ее ребенку и предлагаете как следует помять. Затем складываете ее, чтобы получилась гора и вместе приклеиваете к бумажной подставке. На вершину малыш может приклеить кусок ваты, изображающий снег. В горе можно вырезать пещеру, где будут жить зверушки или человечки.



При обучении ребенка лепке можно начинать с теста – соленого или обычного, песочного. Сначала малыш просто отщипывает и подает вам куски – большие и маленькие. Следующий этап – он доделывает начатую вами фигурку, например, наклеивает глазки. Потом можно сделать солнышко – вы катаете шарик, малыш его расплющивает и с вашей помощью раскатывает об стол «колбаски» для лучиков. После «колбасок» научите его катать шарики, тогда он сможет уже самостоятельно сделать колобка, снеговика и другие фигурки. Если вы использовали песочное тесто, результаты творчества потом можно испечь и с огромным удовольствием съесть. Если же соленое, то поделку надо высушить в духовке при температуре 50 - 60 градусов и потом раскрасить. Фигурка из соленого теста может служить замечательным елочным украшением, если на этапе лепки проделать в ней карандашом дырку для ниточки.


Работу с пластилином хорошо начинать с пластилиновых картин. Например, осеннее дерево. Вы рисуете ствол и ветви на бумаге, а ребенок отрывает маленькие кусочки желтого, красного и оранжевого пластилина и налепляет их на ветки. Таким образом можно «раскрасить» пластилином любую картинку. Пластилин можно комбинировать с другими материалами – например, вы делаете ежика, а ребенок вставляет ему иголки из спичек.


Надеюсь, что приведенные здесь занятия помогут малышу развить мелкую моторику и дадут ему практические навыки, которые обязательно пригодятся впоследствии.



Фадеева Елена
Педагог

чтобы присоединиться к дискуссии!