Статьи Развитие дошколят
11:55, 25 Января 2010
23
0

Мужчины детей уважают тоже… но они строгие




Современному ребенку не хватает любви. Компетентности взрослых. Ответственности. Возможностей реализовать собственные инициативы. Так это или не совсем, решали на открытой для дискуссий площадке «Дошкольное образование – начало пути».

«Взрослые! Если грустите,
кошки скребут на душе –
детство в аптеке спросите:
в капельках или в драже.
В ваших глазах отразится небо такой синевы...
Солнцем, травинкой и птицей будто бы станете вы.
Снова деревья большие, хочется петь и играть!
...Может, вы даже решите больше детей не ругать?
Детства волшебное царство – радость веселых проказ...
Жаль, что про чудо-лекарство мамы не знают пока.
Но не беда! Слава Богу, вместо чудесных затей
взрослым придут на подмогу смех и улыбки детей!»


Этим стихотворением в прошлом физик и астроном, а ныне дипломант всевозможных конкурсов, проводимых для педагогов-дошкольников, Татьяна Зимина, 14 лет жизни отдавшая Санкт-Петербургскому детскому саду №38, закончила свой рассказ о том, как видят себя, сверстников и взрослых сами малыши.

Портрет ребенка стал необходим для разговора о том, какого педагога ждет детский сад сегодня. А школа? И чего ожидают от учителя нынешние мамы и папы, бабушки и дедушки? Пленарное заседание открыл ректор Омского государственного педуниверситета Константин Чуркин, который обратил внимание, что для перегруженного информацией маленького человечка отнюдь не достаточно быть рядом со взрослым. Этот взрослый должен быть наставником, то есть грамотным, всесторонне развитым и компетентным проводником по жизни, которая только начинается. И каково будет это начало, всецело зависит от воспитателя. К интеллектуальному багажу педагога-дошкольника прилагается еще огромная обязанность – он обязан искренне любить своих подопечных. Потому что равнодушие и формализм могут породить только отторжение и недоверие. В Омске создают специальные базы практик, где студенты отрабатывают методики, общаясь с реальными детьми. Такие центры только похожи на детские сады, ребята в них находятся четыре часа, там не укладывают спать и не кормят кашей, но пользуются они огромной популярностью не только у родителей, озабоченных, куда бы пристроить из-за переполненности учреждений дошкольного образования чадо, но и у самих будущих педагогов. Они на деле проверяют, на что способны. И зачастую именно практика выявляет, есть ли у них педагогическое призвание. Недаром ведь говорят, что чем меньше ребенок, тем талантливее должен быть учитель.

Любопытную вещь выявили исследователи детских проблем: мужского воспитания не хватает и мальчикам, и девочкам. Многие из них в ответ на вопрос «хотели бы они, чтобы в садиках были воспитатели-мужчины», отвечали «Да». Правда, кого-то из них такая ситуация пугает, так как сильному полу приписывают излишнюю строгость, мол, тогда не забалуешь.

Модератор дискуссионной площадки заведующая кафедрой дошкольной педагогики института детства РГПУ имени А. Герцена Александра Гогоберидзе определила темы, которых следовало придерживаться собравшимся: «Современный дошкольник – современное детство: мифы, открытия, «трудности перевода», «Развитие современной системы дошкольного образования: достижения и риски», «Педагог дошкольного образования: как его подготовить?»

Информации к размышлению на встрече оказалось предостаточно. И у теоретиков, и у практиков собственные примеры того, «что такое хорошо, а что такое плохо» в воспитании. Регламентация не позволяет становиться самостоятельным, излишняя загруженность пугает. Соблюсти баланс между неформальным отношением и должностными обязанностями не просто. Резолюцию вывели все дискутирующие единогласно: воспитание – настолько сложная вещь, что готовить дошкольников нужно серьезно и многогранно, а этому способствует только учеба в высшей школе.



Пресс-центр Года учителя 2010
чтобы присоединиться к дискуссии!