Статьи Развитие дошколят
17:28, 29 Сентября 2014
179
0

Как выбрать школу для ребенка?





По каким критериям выбирать школу
Репутация школы
Специализация школы
Образовательные программы и педагоги
Кружки и секции
Охрана, питание и группа продленного дня


Казалось бы, до следующего учебного года 2015-2016 еще очень далеко, однако задуматься о том, в какую школу должен идти ваш ребенок - самое время. Потому что вопрос этот совсем не простой, и, чтобы ответить на него, необходимо затратить немало усилий и того же самого времени. А все потому, что критериев, по которым следует выбирать школу, немало.


По каким критериям выбирать школу


1. Если ребенок идет в начальную школу, большое значение имеет удаленность учебного заведения от дома, т.к. безопасность походов в школу и из школы имеет огромное значение.


2. Репутация школы. Здесь можно ориентироваться на мнения знакомых или отзывы в Интернете, однако, как показывает практика, отзывы об одном и том же учебном заведении могут быть диаметрально противоположными.


3. Специализация школы - лицей, гимназия, обычная средняя школа.


4. Образовательные программы начальной школы, а их много и нужно выбрать.


5. Обратите особое внимание, какие отзывы о конкретных учителях начальных классов в данной школе.


6. Работают ли при школе какие-либо кружки и секции?


7. Есть ли охрана. И как она организована.


8. Какова структура питания в школе - буфет или столовая, т.к. хорошее питание - залог здоровья ребенка.


9. Наличие группы продленного дня для учеников начальных классов.


Итак, список критериев выбора обозначен, теперь нужно определить, как конкретно сделать выбор по каждому из вышеприведенных пунктов. Удаленность от дома рассматривать не будем, т.к. тут большое значение имеет тот факт, будут ли ребенка отводить/забирать родители, бабушки или наемные люди, или ребенок будет ходить самостоятельно. И тут уже решать только в каждом конкретном случае. А вот остальные пункты рассмотрим подробно.


Репутация школы


Прежде всего, школа должна отвечать интеллектуальным, физическим и психологическим возможностям ребёнка. Родители должны выбирать школу не по своим амбициям, а с учётом уже сформировавшихся индивидуальных особенностей своего ребёнка.


Школу, в которую планируется отдать ребёнка, родители должны посетить лично. Если таких школ несколько, то придётся посетить их все, и только на основании личного знакомства с ними делать окончательный вывод о выборе одной из них. «Заочно-дистанционное» знакомство здесь не подходит: никакие отзывы на Интернет-форумах, беседы с родителями, дети которых уже учатся в этой школе, с самими этими детьми и даже разговоры с учителями вне школы (хотя все эти очень пункты желательны) не дадут достоверной информации, которую принесет личное посещение школы.


Вот основные пункты, которые следует прояснить при посещении школы родителями:


1) дисциплина, т. е. обычное поведение школьников на переменах и на уроках. Да, дети должны «размяться» на перемене, и администрация и учителя относятся к этому с пониманием — дают некоторую свободу, чтобы дети могли даже немного покричать, поиграть в подвижные игры или попросту «поноситься по коридорам». Но явное пренебрежительное отношение школьников к учителям и младшим классам, регулярно слышимая и никем не останавливаемая брань, курение за школой или в туалета неприемлемы;


2) социальный статус большинства детей и их родителей. Если вы и ваш ребёнок настроены учиться, а в школе царит в лучшем случае благодушное безразличие, а в худшем — сквернословие, открытое презрение к старательным ученикам («ботанам»), то это явно не школа для вашего ребёнка. Особо нужно присмотреться к родителям, которые отдают туда своих детей: если родители невоспитанны, грубы или, наоборот, заносчивы («из богатых семей», а вы «из бедной») — такими же будут и их дети;


3) уровень образования. Его характеризует, например, то, что ученики школы традиционно участвуют в районной олимпиаде по биологии. При этом нужно следить, чтобы такое участие было не приятным исключением на фоне общей слабости образования (например, всё держится только на личности учителя, ведущего предмет), а общей тенденцией. Школа должна занимать своё — и вполне определённое — место в ряду других школ;


4) педагогический состав. Учительский костяк школы должны составлять, во-первых, квалификационные педагоги, а во-вторых, они должны много лет проработать именно в этой школе, создать свою учебную среду, отшлифовав опыт. Тогда ребёнок не попадёт к тем, кто ещё не имеет такого опыта и собственной, хорошо себя зарекомендовавшей и своевременно скорректированной методы работы с детьми. Педагоги должны видеть в ребёнке человека, друга, которому хочется помочь и радоваться его росту, а не средства получения муниципальных наград;


5) техническая оснащённость. Таковая должна быть на современном уровне. Например, подключение к Интернету в России обязательно уже даже для сельских школ. Из других показателей: наличие компьютерного класса, химической лаборатории, микроскопов в классе биологии, оснащение класса физики и т. д.;


6) связь с вузами. Если с вузом налажено сотрудничество, это скажется и на программе, которая будет подтянута к требованиям для поступающих в высшие учебные заведения, потому что до сих пор между школьной программой и требованиями к абитуриентам есть зазор («белые пятна» в школьной программе). Понятно, что таких школ всё же меньшинство, но у школы должна быть хотя бы ориентация на такой вуз (косвенный показатель — школьники после школы в большинстве своём идут поступать в этот вуз).


Специализация школы


Выбор «специализации» с первого класса — это некая семейная традиция. Если в семье оба родителя инженеры или программисты или ребёнок — уже третье поколение в семье «технарей», то выбор школы, чтобы она была «с углублённым изучением» точных наук вполне оправдан.


В большинстве иных случаях — абсолютно не нужен.


Скажем, если родители были не способны к языкам, то отдавать ребёнка в школу с языковым уклоном преждевременно. Если всё же такое желание есть, необходимо проверить, есть ли у ребёнка интерес, способности к языку (хотя бы родному русскому). Ребёнок может потратить тысячи часов и годы на изучение языка, а в старших классах «найдёт своё» и перейдёт, скажем, в математически класс, и тогда все его усилия, время его жизни, потраченное на изучение языка, окажется потраченным напрасно.


Поэтому, если вы не планируете, чтобы ваш ребёнок был именно переводчиком или послом, ни в коем случае нельзя отдавать его в специализированную языковую школу, потому что, скорее всего, после неё он, на ваше счастье, будет знать иностранный язык, но ничего другого знать не будет.


Аналогично и с математическими школами. Гипертрофированное изучение одного предмета, кроме постоянного стресса, приводит к однобокому развитию личности.


Вот основные типы специализированных школ (школ «с углублённым изучением»):


1) языковые — с углублённым изучением иностранного языка (вернее, иностранных языков). Как уже был сказано выше, достаточно сильные языковые классы есть при многих гимназиях — они хотя и не могут конкурировать с языковыми школами, их уровень вполне достаточен для дальнейшего поступления в вузы, где требуется свободное владение иностранным языком. Если вы планируете, что ваш ребёнок продолжит своё образование за границей — в этом случае языковая школа вполне может быть рекомендована, но если вы хотите, чтобы ваш ребёнок учился за границей математике, всё же лучше отдать его в матшколу или маткласс;


2) физико-математические. Несмотря на то, что такие школы называются физико-математическими, действительно углублённо в них преподаётся, как правило, только математика. По сути, это математические школы, а физика — её прикладная сфера;


3) широкой гуманитарной направленности. Это весьма аморфное, неопределённое направление без чётко выраженной «специальности». По сути, в этих рамках можно создать хоть «школу астрологии». Один из примеров — ныне модное, но весьма сомнительное «экологическое образование (специализация)», а также: «культурология», художественная культура, обществоведение, правоведение, «латынь» и т. п. Это может быть даже и религиозная школа. Существует большая опасность, что здесь ребёнок получит образование «ни о чём», весьма эфемерное, если не сказать «болтологическое». Научиться чему-либо или переучиться после такого «образования» почти невозможно — по сути, человек разучается учится, не может мыслить предметно, категориями, решать конкретные задачи. Часто такие новомодные школы ставят во главу угла развитие «творческих способностей», «развитие личности» — в итоге, способности, может, и развиваются, но они принципиально ничем содержательно не насыщены. Родителей должно насторожить частое декларирование целей обучения типа «развитие личности», «соответствие быстро меняющемуся миру» и не должно вводить в заблуждение наличие где-то на задворках «получение знаний». «Получение знаний» — это одна из первостепенных задач обучения. Школа, в первую очередь, — это социальный институт, который предназначен, чтобы «давать знания», образование.


4) юридические и экономические. Эти школы отличаются от других тем, что у них нет отдельных выделенных предметов (типа математики или иностранного языка), это обычная школа с целым рядом дополнительных предметов, сопряжённых с будущих юридической практикой или экономической: делопроизводство, бухучёт, политология, основы экономики, психология, правоведение и т. п.;


5) художественно-эстетические. Специализации: литература, история, живопись, музыка (не путать с музыкальными школами) — в общем, все те, в которых возможно академическое признание.


Нужно знать, что в спецшколу можно поступить и позже — многие школы имеют открытый дополнительный набор, начиная примерно с 5-го класса и старше. Единственное отличие — нужно будет выдержать вступительный экзамен.


Образовательные программы и педагоги


Системы обучения в нашей стране условно можно разделить на три типа:


1) традиционная, оставшаяся от советской системы образования. Урок начинается либо с объяснения новой темы, либо с опроса учеников по результатам выполнения домашнего задания. Если урок развивается по первому варианту, то учитель объявляет тему (либо тема может быть записана на доске), затем подробно (с примерами) объясняет новый материал, далее ученики на практике пытаются применить новые знания: один у доски, а остальные в тетради решают задачи (либо выполняют упражнения). После отработки материала на дом задаются задания, подобные тем, что решались в классе. На следующий день учитель проверяет выполнение домашнего задания, при необходимости продолжает отрабатывать материал. После этого пишется самостоятельная или контрольная работа. Оценка результатов производится в виде отметок. Если какая-либо методика подходит под описанную выше схему, можно смело утверждать, что это традиционное обучение: знания детям даются в готовом виде, ученик выступает в роли «исполнителя», контроль и оценивание (выставление отметок) осуществляет учитель;


2) устоявшиеся новаторские, утверждённые Министерством образования и науки России. Как правило, маркируются словом «система»: — «система Занкова» (упор на общее развитие личности — ума, воли и чувств, а уже затем развивается память, внимание, воображение; предметы преподаются на повышенном уровне трудности, решение задач сцеплено с эмоциональными переживаниями),


— «система Эльконина — Давыдова» (обучение идёт от общего, от теории, к частному, к практике, домашних задании почти нет, в начальных классах оценка ставится не количественная, а качественная).


Подробнее об этих программах читайте на нашем сайте;


3) Системы, пока не утверждённых министерством: «система Монтессори», «система Ховарда», «вальдорфская школа» и др. Все эти системы имеют недостатки, которые перекрывают их достоинства.


Огромную роль играет первый учитель ребенка. Хороший, профессиональный учитель начальных классов - пожалуй, один из самых существенных факторов, ради которого можно поступиться даже некоторыми другими.


В начальных классах лучше немного отставший от современности, но проверенный временем и предыдущими выпусками педагог-консерватор, чем молодой «современный новатор». Но этот принцип не нужно возводить в абсолют: обучение не должно быть деспотичным (что иногда характерно учителям «старой закалки»). Первый учитель должен быть наставником — это то, что совмещает в себе учителя и воспитателя. Настоящий учитель научит не только читать, но и на перемене себя правильно вести, причём без карательных и других мер принуждения.


Кружки и секции


Ребёнок должен быть связан со школой не только на уроках во время учёбы. Даже спортивная секция, но которая находится при школе, повышает успеваемость — такая школа для ребёнка перестает быть «внешним учителем», а становится фактором жизни, пронизывая все сферы (например, поход с классом в театр, поездка на тематическую экскурсию). Стенгазеты, КВНы, капустники, самодеятельные концерты, литературные конкурсы и даже наличие школьного сайта — всё это говорит в пользу школы.


Собственные спортивные (футбольные, баскетбольные, волейбольные) площадки, как в помещении, так и под открытым небом. Чем больше спортивных залов и спортивных площадок, тем лучше. Территория школы не должна выглядеть как точечная застройка и тесный загон, огороженный забором (к старым школам в местах с исторической застройкой это не относится).


Но и здесь не должно быть перекосов — подобная деятельность должна оставаться второстепенной по отношению к учёбе, даже если и занимает времени больше, чем выполнение домашнего задания. Для школьника школа должна оставаться местом, где он учится, а не помещением, куда он ходит боксом заниматься или декламировать стихи.


Охрана, питание и группа продленного дня


Наличие хорошего комбината питания (столовая и буфет) - немаловажный фактор. Пища должна быть здоровой, в буфете не должны продаваться «энергетики» типа «сникерсов» и вредные продукты типа газированной воды.


Очень важен и пропускной режим школы. Охраняется ли территория, под надзором ли дети, у которых отменили урок и т. д.?


Группа продленного дня есть почти в каждой школе, стоит только уточнить ее режим работы.


Кроме собственной информации, использована информация с сайта Детский психолог.


чтобы присоединиться к дискуссии!