Статьи Развитие дошколят
08:57, 15 Марта 2012
227
0

Логопедические упражнения со стихами



Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело.

Эти упражнения можно выполнять в любое время дня. Увидели кошку – показываем как она умывается, балуетесь – изображаете вместе пугливую рыбу, одеваетесь  на прогулку – поговорите о качелях во дворе.

Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом “логопедические”, можно даже не рассказывать.

Выполнение этих упражнений подготовит к занятиям с логопедом и поможет существенно сократить их количество.


Автор стихов - Ирина Асеева.
  
   ***
Логопедические упражнения:
1 - "чашечка": рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2 - "котенок":  имитируем движения язычка котенка - "захватываем язычком молочко и отправляем его в рот";
3 - облизать по кругу губы
4 - имитируем вылизывание котенком шерстки).

    

   Налью в чашечку котенку /упражнение 1
   Молочко, молочко.
   Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2
   Молочко язычком.
   Служит ложечкой котенку /упражнение 1
   Язычок, язычок.
   И дрожит хвостик тонкий,
   И вздыхает бочок.
   А когда закончит ужин
   Наш усатый чудак,
   Зная, что быть чистым нужно,
   Умывается так:
   Он оближет свои губки, /упражнение 3
   А потом - еще раз,
   Чисто вымоет шубку /упражнение4
   Язычком, а подчас
   Лапой мордочку моет -
   Как мочалкой скоблит.
   "Мурр!" - мне скажет с любовью:
   "Все, спасибо: я сыт! "
  
  
   ***
Логопедические упражнения:
1 - "чашечка": рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2 - "ложечка" - язычок становится более узким и длинным;
3 - широко открываем и закрываем рот).

  
   Наварила Катя кашки:
   Подставляйте, куклы, чашки!
   Чашка - Саше, чашка - Маше, / упражнение 1
   Эта чашечка - Наташе
   И пол-чашки - Валеньке,
   Кукле самой маленькой.
   Эта - зайке, эта - мишке,
   Буратино-шалунишке.
   Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2
   Кушай ложкой, а не носом!
   Кто все быстро сможет скушать,
   Тот пирог получит с грушей.
   Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3
   Быстро съели все до крошки!
  
  
   ***
Логопедические упражнение:
- "грибок": язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка )

  
   Еле маленький грибок
   Через мох пробиться смог.
   Целый день он подрастал,
   К вечеру огромным стал.
   Нас увидев, удивился,
   И, подумав, поклонился:
   Шляпку снял и выгнул спинку:
   - Не возьмете ли в корзинку?!
  
   ***
   (Упражнение "грибок")
   А теперь - смотри, смотри -
   Мы с тобой - богатыри:
   Рухнул старый-старый дом -
   Мы поднимем крышу в нем.
  
   ***
Логопедическое упражнение:
- язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем

  
   Ветер в трубочку свернул
   Листик, в дудочку подул:
   Песенка - дыханье Ветра -
   Зазвенела... где-то, где-то,
   Там, за синими лесами
   Обернулась парусами.
   Морской Ветер - старший брат -
   Этой песенке так рад! -
   Щеки надувает,
   Парус наполняет:
   Облака-кораблики -
   Белые журавлики -
   Снова за леса плывут -
   С моря дождики везут.
  
   ***
Логопедическое упражнение:
- "балалайка": напряженную верхнюю губу раздражаем языком.

  
   - Эй, зайчонок, серый зайка,
   Мне сыграй на балалайке!
   Подыграй, а я спою
   Песню лучшую мою!
  
   Зайка серый разыгрался,
   Зайка очень постарался,
   Балалаечка звенела,
   Белка рыженькая пела.
  
   - Ты устал? Ну, отдохни
   И опять играть начни.
   Молодчина, зайка!
   Вот так балалайка!
  
  
   ***
Логопедическое упражнение:
- "дятел": "выбиваем" звук "Д" кончиком язычка на верхних альвеолах

  
   - Кто в лесу стучит, стучит?
   - Дятел дерево долбит:
   - Д-д-д-д-д-д-ды,
   Нелегки мои труды:
   Я не просто так стучу -
   Это дерево лечу:
   Под корой - жучков ходы,
   Д-д-д-д-д-д-ды.
  
  
   ***
Логопедические упражнения:
1 - "гусь" - шипим: дуем на язык, подняв его к небу;
2 - "индюк" - широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося "бл-бл-бл"

  
   Гусь поспорил с индюком:
   Птичник: чей же это дом?
   Гусь шипит: "Да ты малыш!
   Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!"
   А индюк: "Бл-бл-бл-бла!
   У тебя нет ни кола!
   Всем понятно: птичник - мой!
   Я иду к себе домой!"
   Воробьи взлетают с крыш,
   Испугавшись "Ш-ш-ш!"
   И бегут на край села
   Уточки от "Бл-бл-бла!".
   ...Ты пугать умеешь, друг,
   И как гусь, и как индюк?
   Нас немного посмеши:
   Двух задир нам покажи!
  
  
   ***
   (Учимся "рычать": тренируемся произносить "Р")
  
   Львенок учится рычать,
   Очень хочет "Рррр!" сказать.
   Мордочку свою задрав,
   Хочет - "Рррр!", выходит: "Мяв!"
  
   Как он стать львом грозным сможет?
   Мы с тобой ему поможем!
   Трактор - синий богатырь -
   Как мотор заводит?
   - Тррр!
  
   Молния сверкает! Гром!
   Мы его не пустим в дом -
   Крыша прочная! Нет дыр!
   Пусть себе ворчит:
   - Гррр! Грррр!
  
   Берег речки. Гладь воды.
   Слышно катер: "Ды-ды-ды".
   Вот подходит пассажир -
   Катерок взревет: "Дрррр! Дрррр!"
  
   Львенок маленький старался,
   Львенок долго упражнялся.
   Он, как папа, на весь мир
   Скажет громко, звонко: "Ррррр!"
  
  
   ***
Логопедические упражнения:
1 - Широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.
2 - Языком  чистим зубы изнутри влево-вправо.
3 - Широкий язычок расстилаем на нижней губе. Через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок - снова расстелить на губе широкий ("стряхиваем пыль"))

  
   Как-то раз решил свой домик
   Привести в порядок гномик:
   Краску, кисточку нашел -
   Потолок белить пошел.
   Кисточка: назад - вперед,- /упражнение 1
   Еще краску гном берет,
   Красит вновь: вперед - назад.
   Как красиво! Гномик рад.
  
   Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубах
   Выметает паутину
   И в углу, и на комоде:
   - Пауки пусть в сад уходят!
   Сверху - все. Спускаюсь вниз.
   Ну, грязюка, берегись!
  
   Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах
   - Влево-вправо! - моет стенку:
   - Вправо-влево! - вновь и снова.
   Дом сияет, словно новый!
  
   Положил половичок /упражнение 3
   На забор наш старичок:
   - Пыль стряхну с него раз пять -
   На пол постелю опять.
  
   Вымыт пол. Приятно в доме.
   И решил усталый гномик:
   - Заслужил я угощенье -
   Чай малиновый. С вареньем!
  
  
   ***
Логопедическое упражнение: 
- "качели": язык движется вверх-вниз)
  
   Во дворе стоят качели.
   Вы качались? В самом деле?
   Ну-ка, заинька, садись:
   Вверх-вниз, вверх-вниз!
  
   Вот лисичка:
   - Стойте! Дайте!
   Меня тоже покачайте!
   Что ж, исполним твой каприз:
   Вверх-вниз, вверх-вниз!
  
   Ох: качели косолапый
   Останавливает лапой:
   - Я качаюсь! Берегись!
   Вверх-вниз, вверх-вниз!
  
  
   ***
Логопедическое упражнение: 
- улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, при этом "спинку" языка поднимать и опускать
  
   Едет к бабушке Егорка:
   Забирается на горку, /выгнуть "спинку" языка
   После горки - вновь низина. /опустить язычок
   Речка... Мостик выгнул спину. /выгнуть "спинку" языка
   Дальше ровная дорожка. /опустить язычок
   Брызнул дождь - чуть-чуть, немножко.
   В небе радуга проснулась,
   Над дорожкой изогнулась. /выгнуть "спинку" языка
  
  
   ***

Логопедическое упражнение: 
- "крокодил": широко открываем и закрываем рот

  
   Серый волк под старой елкой
   Два часа зубами щелкал.
   Широко рот открывал,
   Но зайчишку не поймал.
  
  
    Слоненок и зебра
Логопедические упражнения:
1 - имитировать всасывание воды через тонкую трубочку
2 - вытянуть губы вперед трубочкой и дуть

  
   В зоопарке жарко-жарко.
   Как слоненку зебру жалко! -
   Солнце жарит целый день,
   Бесполезна даже тень.
   Бедной зебре очень плохо!
   Только слон не будет охать:
   В пруд свой хобот опускает - /упражнение 1
   Воду до-о-олго набирает.
   Хобот - вверх: теперь дуть надо. /упражнение 2
   - Дождь! - ах, как же зебра рада!
  
  
   ***
Логопедические упражнения:
1 -  рот широко открыть и закрыть
2 -  плотно сжать губы

  
   У медведя нет корзины - /упражнение 1
   Собирает в рот малину. /упражнение 2
  
  
   Рыбка
  
Логопедическое упражнение:
- "рыбка": округляем губы, делаем захватывающее движение губами


   Не наживка - без крючка
   Рыбке дали червячка.
   Рыбка радуется: "О-о-о!
   Я, пожалуй, съем его!"
  
  
   Слоненок
  
Логопедическое упражнение:
- "хоботок": сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5

  
   Посмотрите на слоненка:
   Хобот длинный у ребенка!
   - А я так умею тоже! -
   Маме говорит Сережа.
   Губы трубочкой свернул
   И вперед как потянул!
   - Посмотрите, как хорош! -
   Я на слоника похож!
  
  
    Бурундук
  
Логопедическое упражнение:
- "перекатываем орешки": язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.

   Бурундук, нас встретив, в спешке
   Прячет за щекой орешки -
   Щечка стала, словно мяч!
   - Покажи, что там, не прячь!
   Злится бурундук в ответ:
   - Ничего за щечкой нет -
   Видишь, тонкая какая.
   - Видим - круглая другая.
   Ты в секрете не держи -
   Что за щечкой? Покажи!
   - И за этой пусто тоже! -
   Бурундук всерьез встревожен,
   Он орешки взад-вперед
   Перекатывает:
   - Вот:
   Здесь их нет, и здесь их нет!
   Мы достали свой обед:
   - Не тревожься и не злись!
   На морковку - угостись!
   Мы пойдем - нас ждет медвежка...
   - Эй, ребята! Там - орешки.
  
  
    Пони
  
Логопедическое упражнение:
- "лошадка". Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.

  
   Сбоку - дорожка, а в центре - лужок.
   Маленький пони, мой добрый дружок,
   Снова и снова катает ребят:
   Слышишь, копыта стучат и стучат.
  
   Раз поиграть он со мною не может,
   Стану как будто лошадкою тоже:
   Словно копыта, звучит язычок:
   - Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!
  
  
   ***

Логопедическое упражнение:
-  "перекатываем орешки": язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.

  
   Леденец от щечки к щечке
   Перекатывает дочка.
   Не спешит, не разгрызает:
   Пусть подольше он не тает!
  
   ***
Логопедическое упражнение:
-  "улыбка": удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.

  
   Мы с тобой когда проснемся,
   Сразу солнцу улыбнемся!
  
  
   На даче
  
Логопедические упражнения:
1 - "заборчик": губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;
2 - "воротца": то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке

  
   Мы посадим лук и репку
   И забор поставим крепкий. /упражнение 1
   В нем калитку сделать надо - /упражнение 2
   Мы гостям хорошим рады!
  
  
   ***
Логопедическое упражнение:
-  "бублик": зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5

  
   Круглый бублик получаю
   Я всегда на завтрак к чаю.
  
  
   ***
   (Чередование упражнений: 1) "бублик" и  2)"заборчик")
  
   Вот - забор,
   а в нем - дыра,
   Я за ней смотрел вчера:
   В детский сад детей ведут -
   Все через дыру идут:
   Вот влезают за забор
   Тетя Света и Егор,
   Дядя Федя и двойняшки,
   Вот - Борис с сестрой Наташкой,
   Тащит Димку баба Галя,
   Пыхтит повар тетя Валя.
   Тете Вале нелегко:
   На тележке - молоко.
   Пролезают: "ох!" да "ах!"
   ...А калитка - в двух шагах!
  
  
  
   ***
Логопедическое упражнение:
-  "кролик": зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

  
   Кролик - беленький пушок,
   Поиграй со мной, дружок!
  
   ***
Логопедическое упражнение:
-  "уточка": вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки

  
   А теперь на две минутки
   Станем мы с тобой как утки:
   Губы вытянем вперед -
   Станет плоским клювом рот.
  
  
   ***
Логопедическое упражнение:
-  "недовольная лошадка": поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади

  
   Дам лошадке я картошку:
   - На, полакомься немножко!
   - Фрр! - лошадка недовольна:
   - Лучше хлеб дай черный с солью!
  
  
   ***
Логопедическое упражнение:
-  "воздушный шар": надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки

  
   Шар воздушный ярко-красный
   На столе лежит напрасно.
   Я его надую лучше:
   Станет он большой, летучий!
  
  
   ***
Логопедическое упражнение:
-  "чистим зубы": рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами

  
   Чтобы зубки стали чище,
   Каждый день их щеткой чищу.
  
  
   ***
Логопедическое упражнение:
-  "пятачок": вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

  
   Дети свинку угощают,
   Свинкин носик выбирает:
   Держит высоко Андрюша
   Сладкую большую грушу.
   Справа - рыженький Антошка
   Предлагает ей картошку.
   Может, у Катюшки шустрой -
   Там, внизу - забрать капусту?
   Слева - с яблоками Лада.
   Хрюшке что-то делать надо:
   Ищет пятачок опять:
   "Это выбрать? Это взять?"
  

   ***
Логопедические упражнения:
1 - надуть щеки;
2 - втянуть щеки

  
   Что-то рыбку испугает -
   Рыбка щеки надувает: /упражнение 1
   Мол, меня не трогай лучше! -
   Я большая! И в колючках!
   Как опасность миновала, /упражнение 2
   Рыбка вновь худышкой стала.
  
  
   ***
Логопедическое упражнение:
-  "прятки": быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот

  
   Мышка выглянет из норки -
   Очень хочет сыра корку! -
   Тут же прячется опять:
   Рядом кошка - страшно взять!
  
  
   ***
Логопедические упражнения:
1 - "вкусное варенье": облизать верхнюю губу справа налево, затем - слева направо;
2 - облизывать губы по кругу

  
   У меня сегодня - чудо-настроенье:
   Бабушка сварила вкусное варенье. /упражнение 1
   Я раз сто, наверное, губки оближу, /упражнение 2
   А потом "спасибо" бабушке скажу.
  
  
   ***
Логопедическое упражнение:
- чередуем "улыбку"- удерживаем губы в улыбке, зубы не видны - и "хоботок"- вытянуть крепко сомкнутые губы далеко вперед

  
   Улыбнись скорей, дружок!
   А теперь, ребенок,
   Покажи мне хоботок,
   Словно ты - слоненок!
  
  
   ***
Логопедическое упражнение:
- широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: "та-та-та"

  
   Пыльный и большой ковер
   Положили на забор,
   Выбиваем: "Та-та-та!"
   Будет в доме чистота!
  
  
   ***
Логопедическое упражнение:
- "часики": приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе

  
   Как часы, заладим в такт:
   - Тик-так! Тик-так!
   Разговариваем так:
   - Тик-так! Тик-так!
   Мы не просто так болтаем,
   А секундочки считаем,
   Отставать нельзя никак:
   - Тик-так! Тик-так!
  
  
   ***

Логопедическое упражнение:
- покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем - нижнюю губу

  
   Если губки я кусаю,
   Значит, я переживаю.
   Если губки я чешу,
   Значит, сладкого прошу.
  
  
   ***
Логопедическое упражнение:
-  чередуем "улыбку" - удерживаем губы в улыбке, зубы не видны - и "хоботок"

  
   Открываем сумочку -
   В сумке видим трубочку.
  
  
   ***
Логопедическое упражнение:
-  "рыбки разговаривают": хлопаем губами друг о друга

  
   Рыбка рыбке говорила:
   - Я сегодня борщ сварила
   Из ракушек и из ила,
   Очень-очень вкусно было!
  
   Рыбка рыбке отвечала:
   - Ты, кума, не то сказала:
   Это был не борщ, а щи -
   Для борща траву ищи!

чтобы присоединиться к дискуссии!