Статьи Развитие дошколят
15:40, 19 октября 2007
0
0

Рисование



Рисование – одно из самых увлекательных занятий для ребенка. Оно способствует развитию мелкой моторики малыша, его творческих способностей, развивает навыки восприятия цвета и формы. Кроме того, известно, что дети, которые много и с удовольствием рисуют, раньше и быстрее учатся читать и писать.

Многих родителей часто беспокоят вопросы: «В каком возрасте ребенок способен овладеть навыками рисования в такой степени, в какой это необходимо, чтобы детский рисунок соответствовал эстетическим образцам и его содержание было понятно окружающим?», «Как и с чего начинать обучение ребенка?», «Как сделать так, чтобы обучение приносило радость?». На самом деле эти вопросы не так уж и сложны, и все – в ваших руках.


Когда начинать заниматься рисованием с малышом?



Первые уроки рисования можно начинать, как только ребенок научится сидеть без напряжения (так, чтобы обе ручки оставались свободными). Практика показывает, что работу с красками следует начинать с шести месяцев. Можно позже, но раньше — не имеет смысла.

К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе. В этом возрасте взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать с предметами. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и движения (позы, жесты). При этом следует учитывать, что у детей второго полугодия жизни отношения к близким и посторонним взрослым качественно различается. После 6 месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, тогда как ее присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность ребенка.

Первый год считается доречевым периодом развития ребенка, но в этот период создаются условия и предпосылки для развития речи: понимание речи взрослого (пассивная речь), развитие предречевых вокализаций (отработка будущей речевой артикуляции). Во втором полугодии происходит дифференциация речевых звуков: в них выделяются тембр и тон. Начинается интенсивное формирование фонематического слуха, в результате чего дети к году начинают различать слова взрослого, понимают их значение, а также понимают значение действий.

Основой для организации совместного творчества является отношение ребенка к взрослому. Ребенок 6 месяцев готов к совместному творчеству красками. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать. Взрослый (инструктор) выступает как партнер по совместным действиям. Так как ребенок после 6 месяцев (особенно в 8 — 10 месяцев) начинает понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской или карандашами.


С чего начать рисование



Для знакомства с миром художественного творчества крохи предпочтительно использовать карандаши. Причем малышу вполне достаточно будет одного карандаша.

Обратить внимание стоит на выбор первых карандашиков для малыша. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять на бумаге следы даже при незначительном усилии. Малыш еще не в состоянии сам освоить такой сложный навык, как вождение карандашиком по бумаге, поэтому огромную роль в обучении крохи и его заинтересованности в занятии будет играть искренняя мамина увлеченность выведением черточек на бумаге. Продемонстрируйте своему малышу как нужно правильно пользоваться новым предметом, чтобы получить результат. Обязательно похвалите своего юного художника, даже если на бумаге появится всего несколько штрихов или точек. Продемонстрируйте шедевр родственникам в присутствии ребенка. Если ребенок не заинтересовался рисованием, не расстраивайтесь, попробуйте через несколько дней предложить ему то же занятие. У вас впереди еще столько времени!

Первые уроки рисования красками для малыша, как правило, проходят более эмоционально. Рисование пальцами дает наиболее сильное восприятие цвета и новые тактильные ощущения. Начинать рисовать красками, как и карандашами, лучше всего с демонстрации. Мама макая палец в краску (для первого раза вполне достаточно использовать один цвет) демонстрирует какие следы можно оставить на бумаге.

К первому уроку можно провести подготовительную работу. Заранее обратить внимание малыша на то, как капает дождь или падает снег. Как на зеленой травке растут одуванчики или на зеленой листве видны белые цветы на распустившейся яблоне. Попробуйте изобразить это, используя самый простой прием – пальчиком ставятся точки на заранее приготовленный фон. Это может быть цветная бумага или заранее покрашенный мамой белый лист. Позже вы можете рисовать с ребенком салют, звездное небо, след от самолета в небе, радугу и все, что подскажет вам ваша фантазия. Рисование пальчиковыми красками дает также замечательную возможность для познания нового.


«Боди-арт»



Как правило, рисование на себе происходит не намеренно, но может очень увлечь малыша. Дайте ему возможность порисовать и можете присоединиться к нему в этой забаве. В ходе таких занятий можно, воспользовавшись случаем, сделать отпечатки ручек и ножек юного художника для маминой коллекции.

Но, обратите внимание, что далеко не все дети склонны даже окунуть пальчик в краску, уж не говоря о том, чтобы испачкаться в ней. Попытки надавить на такого «чистюлю» могут привести к тому, что ребенок вообще откажется рисовать в будущем. Для таких малышей уроки стоит проводить, сразу же предлагая им кисточку. Когда ребенок уже освоится с красками, кисточками и мелками и сам начнет рисовать, можно начинать с ним занятия, направленные на развитие его навыков.

Хотелось бы подчеркнуть, что для прогресса ребенку обязательно необходим пример взрослого человека и его участие.


Точка, точка, запятая



Изобразительная деятельность детей давно привлекала внимание педагогов, психологов, медиков. Разработана даже целая периодизация детского творчества. До четырех лет наши малыши успевают овладеть многими навыками рисования.

Все начинается с марания, когда маленький художник выводит на бумаге линии, играя карандашом на бумаге. И этот процесс приносит ему массу положительных эмоций. Ребенка радует возможность создавать что-то материальное, открытое для всех окружающих по мановению собственной еще совсем не послушной ручки.

Штрихи, которые малыш оставляет на бумаге – пока лишь результат подражания действиям взрослого. Он не пытается выразить что-то определенное. Но реальный наглядный результат своих усилий является для малыша предметом радости и гордости.

Стадия марания продолжительна и неоднородна. Малыш сначала подражает действиям наставника, затем учится разглядывать свои каракули, рисовать линии, создавать повторяющиеся каракули и, наконец, создавать изображения.

Начинается новый творческий этап в жизни крохи – стадия примитивных изображений. Случайно получившееся изображение привлекает внимание малыша, он замечает, что каракуля похожа на образ, на изображение чего-то или кого-то, например, на предмет или на человека.

Малыш уже начинает стремиться выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще не достаточны для того, чтобы родитель смог без помощи самого «художника» определить смысл нарисованного. Глаза и руки малыша еще не имеют навыка рисования правильных линий.

У ребенка сначала появляется умение рисовать простые формы: круги, подобия многоугольников, углы, отрезки линий. Затем начинается так называемый «период головоногих», когда все персонажи детских рисунков имеют тщательно прорисованную голову, от которой отходят руки и ноги.

И только в 4 – 5 годам большинство детей овладевают навыком схематических изображений.

То, насколько быстро ваш малыш овладеет навыками рисования и пройдет все эти стадии, зависит от индивидуальной одаренности юного художника и, конечно, в немалой степени от того, насколько много времени и сил будет вложено родителями в развитие своего крохи.


Запоминаем цвет



Для детей очень сложно запомнить семь цветов радуги, а с оттенками можно просто запутаться. К определенному возрасту ребенок, конечно, запомнит названия основных цветов, но можно помочь ему овладеть этим знанием раньше, превратив все в увлекательную игру с красками или карандашами. Устройтесь поудобнее и представьте себе, что белый лист бумаги – это заколдованное царство, покрытое снегом и льдом. Единственный его обитатель – принц по имени Простой карандаш. Грустно и одиноко живется принцу… А когда-то он жил в самой красивой на свете стране, яркой и красочной. Но однажды злой волшебник перенес его сюда, лишив возможности творить чудеса. Теперь все, что пытается нарисовать принц Карандаш, не имеет цвета. Наверняка кроха захочет помочь несчастному принцу и вместе с ним подарит ему настоящую яркую страну. Чтобы приступить к исполнению задуманного, предложите нарисовать ребенку небо голубой краской, солнце – желтой, травку – зеленой.

При помощи красок можно ставить первые опыты и экспериментировать со смешением цветов. Покажите, как из двух цветов получается новый: из синего и желтого – зеленый, из красного и желтого – оранжевый.

Рисование – один из лучших способов развития творческих способностей ребенка. В процессе создания очередного шедевра ребенок учится понимать и изображать тот мир, в котором он живет.


Консультант – Татьяна Бутакова, психолог,

руководитель школы развития "Мам-студия"

По материалам сайта www.baby-land.org

Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!