Статьи Интеллектуальное развитие
12:40, 16 Марта 2012
258
0

Гиперактивность: диагноз, характер, обидный ярлык?



Современные мамы часто подозревают своих энергичных и беспокойных малышей в гиперактивности. Особенности темперамента принимают за серьезное нарушение нервной системы. И наоборот. Как же разобраться, в чём причина повышенной возбудимости? И как найти подход к непоседливому шустрику?

Представляем наше мини-руководство.


Ярлык «гиперактивного электровеника» родители часто вешают малышу, который едва начал ходить. То есть в десять месяцев – полтора года. Если раньше он мирно лежал в кроватке или копошился в манеже, то, встав на ноги, начал проявлять бурную активность. Вот он уже вовсю носится по квартире и всюду суёт свой любопытный носик. В мгновение ока наводит в доме хаос. И постоянно что-то лопочет на своём милом младенческом языке. Причём на повышенных тонах, с каким-то надрывом.

Уставшие от своих «вулканчиков» мамы недоумевают: откуда столько неукротимой энергии? Наверное, с малышом не всё в порядке, и нужны успокаивающие. Однако подавлять детскую активность в этом возрасте совсем не полезно! Прежде чем принимать какое-то решение, постарайтесь понять, что на самом деле происходит с ребёнком. А для этого вам понадобятся знания, терпение, наблюдательность и интуиция.

* * *

Во-первых, надо успокоиться: чрезмерная активность ребенка одного-трёх лет – вовсе не болезнь. Это естественное состояние нервной системы маленького человечка, переживающего бурный физический и эмоциональный рост. Малыш стремительно развивается. Почти каждый день приносит ему новые умения и навыки. Жизнь малыша наполнена массой свежих впечатлений. Неудивительно, что его нервная система не справляется с нагрузками и перевозбуждается. Это нормальная защитная реакция организма. Вполне допустимы и объяснимы даже небольшие срывы и истерики. Если они не становятся регулярными и не превращаются в припадки - это не катастрофа.

Нужно помнить и о том, что годовалые малыши, а также некоторые двухлетки еще не умеют говорить. И поэтому не могут донести до родителей свои желания, потребности, чувства, так сказать, цивилизованным способом. Они энергично жестикулируют, вертятся волчком и очень нервничают, если их не понимают. Если малыш хочет общаться – это замечательно! Гораздо хуже, когда он замыкается в себе, подолгу сидит на одном месте и вообще не проявляет активности. Значит, окружающий мир ему малоинтересен. Это должно насторожить. И напротив: подвижность, суетливость, разговорчивость выдают человечка любознательного, неравнодушного. С ним наверняка всё в порядке. Однако если вы сомневаетесь – лучше посетить психолога. Грамотный специалист быстро определит природу имеющихся «отклонений». В зависимости от этого вам посоветуют либо самостоятельно поработать с малышом, либо походить на специальные занятия. В более серьезных случаях беспокойных карапузов перенаправляют к неврологу.

* * *

Чаще гиперактивными нарекают своих крох мамы-флегматики и меланхолики. Их собственный характер и темп жизни радикально отличаются от таковых у мамочек-сангвиников и холериков. И всё, что не соответствует их собственным представлениям, они склонны считать «патологией». И в самом деле, откуда у спокойной, сдержанной и рассудительной мамы взялся столь неуправляемый ребёнок? Наследственность-то у него вполне благоприятная.

К сожалению или счастью, но дети совсем не обязательно имеют родительский темперамент. Особенности характера, как и внешность, закладываются еще в утробе матери. И на них влияют гены множества предыдущих поколений, вплоть до самых отдаленных. Вряд ли мамы и папы знают, какой тип нервной системы был у их пра-пра-пра-прабабушек. Так что не стоит винить супруга или свекровь в том, что малыш не получился в точности по вашему заказу. Ребёнка необходимо любить и ценить таким, какой он есть. Он в любом случае ваш единственный и неповторимый. Даже, если вы с трудом справляетесь с его воспитанием. Уж такова материнская доля. Нелегкая, но несомненно счастливая.

* * *

В том, что дети не виноваты в собственной возбудимости, нас убеждают и результаты медицинских исследований. Оказывается, все или почти все дети нашего времени рождаются более гиперактивными, чем предыдущие поколения. Причина тому - стрессы, которые в избытке испытали их родители. Сколько переворотов и кризисов выпало на долю нынешних 30-летних! А что пережили их отцы и деды! Отцы прошли Афганистан, дедушки воевали с Гитлером. Длительный стресс, любое физическое насилие вызывают изменение в генетике. В результате у этих людей произошла психическая мутация, наложившая отпечаток на здоровье будущих поколений. И это, увы, наша объективная реальность.

Детей, которые сейчас рождаются, специалисты называют «правополушарными». У таких мальчишек и девчонок правое полушарие развивается в ущерб левому. У «правополушарных» огромный выброс адреналина в кровь – отсюда эта гиперактивность. Ребенок вообще не сидит на месте, носится по квартире как заведённый. Но этот адреналин должен быть обязательно сожжен - иначе он блокирует развитие левого полушария. Тогда у малыша не развиваются мышление, память, логика, контроль и самоконтроль.

Так что огромную ошибку делает та мама, которая требует: «Сынок, не бегай, остановись, веди себя потише». Мама, папа, бабушка с дедушкой просто обязаны принимать участие в активных играх своих малышей. Годам к пяти-семи развитие полушарий должно выровняться. Но у некоторых детей этого не происходит – часто как раз из-за ошибок родителей и воспитателей.

* * *

Еще одним фактором, делающим нынешних малышей неугомонными энерджайзерами, специалисты считают… современное питание. Выясняется, что организм ребенка реагирует на содержащиеся в пищевых продуктах консерванты, красители и усилители вкуса. И у малышей эта реакция намного интенсивнее, чем у взрослых. В первую очередь кроха реагирует на фосфаты — появляется гиперактивность. Эти вещества содержатся в мясе и колбасе, лимонадах и сладостях, а также в различных фруктах. Разумеется, это открытие не означает, что мамам надо полностью лишить своих деток перечисленных продуктов. Но хотя бы задуматься, понаблюдать за реакцией своего малыша на них всё-таки стоит. Вдруг на самом деле такая закономерность существует?

* * *

Другую тактику стоит выбрать, если эмоциональная неустойчивость и энергичность превращаются в проблему. Если малыш становится агрессивным, обижает других ребят, постоянно выглядит нервным, дёргается, никого не слушает. Вряд ли здесь речь идёт о невоспитанности и распущенности – не тот возраст. Надо очень постараться, чтобы настолько избаловать двухлетнего ребенка. Скорее всего, такое поведение связано с небольшим повреждением мозга.

Чтобы это выяснить, стоит сходить на приём к детскому неврологу. И обязательно пройти специальное исследование головы – это не больно и безвредно. В случае, если доктор обнаружит отклонения, малышу будут выписаны специальные лекарства. Они помогут вылечить основную проблему и заодно наладят нарушенные процессы возбуждения и торможения. Помните: эти препараты может назначать только врач и только после обследования! Кормить ими ребёнка по совету подруги, лишь ради собственного успокоения, не просто неумно, но и небезопасно.

* * *

На приёме у невролога многие мамы впервые узнают, с чем может быть связана истинная гиперактивность их ненаглядных. Провоцирующих факторов на самом деле очень много. Самые распространенные из них – это осложнения во время беременности. Перенесенные вирусные инфекции, приём некоторых медикаментов, хроническая физическая и эмоциональная усталость, курение и выпивка, работа на вредном производстве, тотальный недостаток кислорода.

Справедливости ради стоит признать, что редкой будущей маме сегодня удаётся избежать действия всех потенциальных факторов риска. А если учесть влияние сложных родов – затяжных или стремительных, с помощью кесарева сечения или стимуляции - то рождение гиперактивного ребенка становится и вовсе чем-то закономерным. А если так, не надо расстраиваться – надо приспосабливаться.

Любовь, терпение и труд – вот три кита, на которых должно основываться воспитание «живчика». Для начала свыкнитесь с мыслью, что ваш гиперактивный ребенок немного особенный. Да, с ним бывает невероятно сложно, он выматывает силы и нервы. Причём не только вам, но и себе, отчего тоже страдает. Зато у этого шустрика есть бешеный энергетический потенциал, который можно направить в конструктивное русло. И в таком случае ребенок будет умным и талантливым. И в ваших силах, дорогие мамы, помочь малышу стать таким.
Придерживайтесь в отношении с ним позитивной модели поведения. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. И он поймет, ради чего так старается.

Старайтесь избегать повторений слов «нет», «нельзя», категоричных фраз. И вообще говорите сдержанно, спокойно и мягко. Не поддавайтесь на «эмоциональные провокации» ребенка, как бы он ни старался вас «завести».

Если малыш подрос, и вы уже начали развивающие занятия, всегда давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени. Пусть завершит хотя бы одно дело. При этом помните, что гиперактивные дети чаще всего бывают визуалами и кинестетиками, то есть хорошо воспринимают увиденное и ощутимое. А вот слуховое восприятие у них может страдать. Поэтому, давая задание, проиллюстрируйте его действиями или картинкой. Ну и, естественно, поощряйте ребенка за каждые удачные попытки концентрации и обобщения.

Мамам любых гиперактивных малышей – независимо от причины этого состояния – важно установить чёткий распорядок дня. Помните, что его нарушения приводят к нервозности у обычных детей, а у гиперактивных – тем более. У такого ребенка должен быть строгий режим дня, где каждый отрезок времени был бы чем-то занят. Приём пищи, занятия, сон - всё должно быть регламентировано.
Однако и армейские порядки ребенку не полезны. Все дела должны органично переходить из одного в другое. Постарайтесь составить режим дня таким образом, чтобы малышу было интересно всегда. И обязательно учитывайте буквально жизненную необходимость большого количества подвижных игр и спортивных занятий. Подключите свою фантазию. Также можно обратиться к хорошему педагогу-психологу, который составит для вашего малыша и подходящий режим дня, и перечень необходимых интеллектуальных и физических нагрузок.

И еще одна полезная рекомендация. Мамам непосед и забияк не стоит водить малышей в места большого скопления людей, особенно экспрессивно настроенных. Акции протеста, демонстрации, публичные шоу исключаются. Всё это усиливает эмоциональное напряжение ребенка. А если гиперактивность малыша вообще пока не поддается корректировке, нужно избегать любых многолюдных мест - магазинов, рынков, кафе. Также стоит ограничивать малыша в играх с шумными и беспокойными детьми – они друг друга только раззадорят.

* * *

Во многих источниках сегодня можно прочесть, что из гиперактивных детей часто вырастают двоечники, хулиганы и вообще – всякие асоциальные личности. Мы не станем пугать вас подобными прогнозами, так как считаем их необоснованными. Ведь такое развитие событий возможно, только если родители пустят развитие ребенка на самотёк, самоустранятся. А вы – мы уверены – совсем не такие.

Между прочим, гиперактивность может быть даже полезной и плодотворной. Нередко в школе именно такие суперживчики оказываются на высоте. И в отличие от обыкновенных, среднестатистических детей, проявляют свою неординарность. Так, например, благодаря своему «внутреннему моторчику» гиперактивный ребенок способен выучить текст вдвое быстрее, чем его «обычный» сверстник.

Уникальность «энерждайзеров» - и в интересной способности самовыражаться через движение. В связи с этим они нередко становятся прекрасными актерами, танцорами или спортсменами. Оказывается, гиперактивными считались многие гении: Моцарт, Ньютон, Эдисон, Бернард Шоу, Александр Македонский, Пикассо, Дали, Пушкин, Достоевский.



Наталья Дальнева
Центр раннего развития «Мое Солнышко»

чтобы присоединиться к дискуссии!