Статьи Интеллектуальное развитие
20:33, 23 ноября 2008
0
0

Кто такой "гиперактивный ребенок"?



Это состояние было признано  «минимальной мозговой дисфункцией» и занесено в Международную Классификацию Болезней под названием:  «Синдром нарушения внимания с гиперактивностью» — СНВГ.

С тех пор и не утихают споры психиатров с неврологами, педагогов с родителями и мам с подругами на тему того, что такое гиперактивный ребенок и как с этим бороться?

Причины.

Их так много — генетика; эзотерика; «вихри враждебные» в ретикулярной формации головного мозга (а у кого их нет?); нарушение функции лобных долей, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.

Даже после двух-трёх томов научного руководства, дочитав последнюю страницу, вы будете понимать не больше, чем, прочитав этот абзац.

Следствие.

В результате сплетения множества причин мы имеем суетливого ребёнка, который ни мгновения не может сидеть спокойно, вскакивает с места без разрешения, даже если это место — кресло самолета в момент прохождения зоны повышенной турбулентности.

Вскочив, он бесцельно бегает, прыгает, ерзает, карабкается и ковыряет пальцем в неподобающих местах, например, в чужом обеде.

Он выкрикивает ответ, не дослушав вопрос. Он спрашивает и, не дожидаясь ответа, действует.

Не знает, что такое «очередь» и не понимает, почему старики и грудные дети в привилегированном положении.

Он вообще не способен сосредоточиться. Ни на чем.

Получив желанную игрушку, он теряет к ней интерес, едва раскрыв коробку. Болтлив без меры, не соблюдает субординации.

Часто переходит от одного незавершенного действия к другому, чтобы точно так же его не завершить. Тихо и спокойно играть не умеет.

Часто теряет вещи, причем не только свои.

Он не предвидит последствия своих поступков и не отвечает за них.

Он кошмар педагогов и вечное чувство родительской вины перед миром и дядей Мишей.

Поиск причинно-следственных связей включает три этапа.

Субъективный — оценка поведения ребёнка.

Врачи должны исходить из так называемых «общепринятых диагностических критериев», разработанных Американской психиатрической ассоциацией.

Мы же, обычные родители и родственники, можем ориентироваться «на глаз». И на свои культурологические и семейные ценности.

Объективный или психологический — определяется по количеству ошибок, допущенных ребёнком, при выполнении специальных тестов, и по затраченному на задание времени.

Исследования результативны в возрасте пяти-шести лет. Для врачей. Все мы разные — и малыши, и доктор, проводящий тест. Мало ли, каким сам врач был в детстве…

Электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография — пожалуй, самый объективный этап диагностики.

Если у ребёнка имеется «сбой» в функции или, паче чаяния, изменения в органике головного мозга — его поведение объяснимо и требует грамотного лечения. У грамотного специалиста. 

Нам на выбор предлагают три варианта течения СНВГ:

1. гиперактивность без дефицита внимания (хотя сложно представить эдакого бьющего копытом и одновременно внимающего поучениям);

2. дефицит внимания без гиперактивности ( «витает в облаках», ну разве это патология?);

3. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность. 

Это деление весьма условное. Первые два варианта — скорее норма, а не патология.

Третий действительно нуждается в серьёзной диагностике состояния, особенно в том случае, если оно сопровождается головными болями, заиканием, тремором и тому подобным.

Отличить СНВГ от обычной вседозволенности и распущенного поведения достаточно несложно… если бы не две вещи: родительская поголовная медицинская грамотность и их всепоглощающая любовь к своему чаду.

Лечить СНВГ надо. Когда витаминами, когда — словом добрым, а когда и просто нормальным вменяемым воспитанием.

С самого раннего детства. Диеты, игры и психологи — это, конечно, хорошо.

Но с момента осознания собственного «я» именно вы должны дать понять своему ребёнку, что в этом мире существуют ещё и другие «я». Пусть учится усмирять свои эмоции. А что касается учебы, то даже медведя можно научить на роликах кататься.

И научить ребёнка учиться — ваша задача. И вы с ней справитесь. Если у вас, конечно, нет СНВГ. Тогда — да. Тогда смело перекладывайте груз ответственности на психологов. Они чужие люди, справятся лучше.

Усидчивости вам и внимания, дорогие родители.
Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!