Статьи Интеллектуальное развитие
13:19, 29 Ноября 2010
168
0

Мой ребенок – индиго? Мой ребенок – индиго!




Тема Индиго – одна из наиболее неоднозначных, хотя и часто обсуждаемых как в среде родителей, так и в среде педагогов в последние годы.

Буквально 4-5 лет назад реакция мам на разговор о детях Индиго колебалась от любопытства с большой долей скептицизма «какой такой Индиго?», до резкого неприятия – «мой ребенок нормальный»! Сегодня маятник скорее качнулся в противоположную сторону – «А разве сегодня не все индиго?» Понимания же того, о чем идет речь,  к сожалению, по-прежнему нет. Интернет переполнен разного рода информацией, все говорят об этом, многие уже устали от ярлыков и терминологической неразберихи в этих вопросах.

Сегодня большинство наших родителей, заполняя анкету, отмечают, что они знакомы с понятием ребенок-Индиго, но на вопрос, есть ли у вашего ребенка черты Индиго, отвечают с большой долей осторожности и, полагаю, это хорошо. Важно не то, как мы назовем этих детей. Важно  то, что каждый из них – абсолютно индивидуален и любые попытки классификации оказываются в большей или меньшей мере несостоятельными, да ведь они и не нужны!

Главное, что все мы – и мамы, и папы, и педагоги, видим, что современные дети отличаются от детей прошлых поколений. Происходит однозначно видимая сегодня смена парадигмы развития ребенка, смена его  мировосприятия и взаимодействия на всех уровнях (детско-родительские отношения, отношения со сверстниками, отношения в широком социуме).

Нашей задачей не стоит рассмотрение причин данных изменений и особенностей этого процесса. Более интересен практический аспект признания факта изменений и поиска адекватных форм построения пространства взаимопонимания и поддержки для тех детей, которые живут с нами сегодня. Иначе, есть риск потерять уникальность момента, уникальность конкретной жизни конкретного ребенка, конкретной семьи здесь и сейчас в погоне за анализом, сравнением и классификацией.

Главное отличие таких детишек (напомню, что сегодня это уже не чудесные пришельцы, это большинство современного поколения детей), на наш взгляд, это двойственность их мировосприятия: они видят мир одновременно глазами логики и глазами эмоционально-чувственного, творческого, интуитивного восприятия. Это не голословно-теоретический факт, скорее это реальность физиологии, т.к. у большинства сегодняшних малышей обоеполушарное развитие (нет доминируеще-развитого полушария головного мозга, определяющего склонность к тому или иному, описанному ранее типу мировосприятия, оба полушария развиваются одинаково сильно). В этом проявляется как сила, так и слабость нового поколения детей. С одной стороны, их возможности более широки (сравните хотя бы одно и двух-ядерные компьютеры) Но это же рождает и массу сложностей, требуя больших затрат энергии на развитие и становление мозга (нагружая тем самым весь организм, ведь человек – существо целостное). Так же  это рождает большое количество ситуаций внутреннего конфликта, когда ребенок сталкивается с интуитивным пониманием, которое может входить во внешнее противоречие с логическим построением его собственного ума, либо принятым представлением социума, которое транслируется ему как аксиома. Вместе с тем, то, что вчера в действительности работало как неизменное правило, в условиях стремительно меняющейся действительности окружающего нас мира, может сегодня оказаться не столь однозначным и вполне устаревшим. Эту ситуацию каждый из нас наблюдает ежедневно, например на уровне исследований учеными законов физики.

Новые дети ежедневно ставят нас в тупик, как бы требуя, чтобы мы продолжали постоянный поиск новых путей взаимодействия с ними. Для этих детей характерна более высокая чувствительность ко всему, что окружает их в период развития. Они особо чувствительны к качеству продуктов питания, к материалам одежды, к агрессивности, аллергичности соединений бытовой химии. Не менее чувствительны они оказываются и в плане экологичности психологического пространства, в котором проходит их развитие. Они глубоко интуитивно сонастроены с родителями. И даже подавленный конфликт, когда родители внешне не проявляют  свои негативные эмоции, бывает с трудом проживается ребенком, вызывая у него нарушения эмоциональной сферы, постепенно начинающие проявляться и на уровне тела в виде аллергических реакций, снижения иммунитета, аппетита, нарушений сна, тревожности, капризности, нарушений осанки различного рода психо-соматических заболеваний, вплоть до депрессивных состояний и аутичных проявлений.

С другой стороны, именно дети Индиго в большей мере имеют естественную склонность справляться с ситуацией, проживать свои состояния в случае адекватной поддержки со стороны родителей. При создании благоприятной среды развития, эти малыши склонны к очень глубокому творчеству, которое распространяется на все сферы их жизни. В этом случае, вырастая, такой ребенок становится креативным и уверенным в себе взрослым, хорошо находящим для себя социальную нишу, в которой его особенности становятся не проблемой, а уникальностью его как личности и как специалиста в области деятельности, которую он выбирает.  Именно отсюда проистекает такая полярность восприятия детей Индиго. Да, это может быть ребенок-катастрофа, жизнь которого становится наполненной постоянной борьбой с родителями, учителями и своим окружением. Такой ребенок ищет все возможности избегания: от постоянных проблем со здоровьем, до всех возможных видов зависимостей (алкоголь, наркотики, компьютерная зависимость и проч.), суицидальных попыток, асоциального поведения. Но это может быть и ребенок, которого будут считать одаренным, он будет проявлять незаурядные способности, при этом, как правило, в целой серии областей к которым он проявит интерес. Таким детям, кажется, все дается легко и без усилий. Они как будто притягивают к себе удачу, их мышление настолько творчески нестандартно, что они совершают принципиальные прорывы в тех областях знания, которое изучают. Их внутренний мир богат, они живут наполненной жизнью, легко общаются, имеют склонность к личностному развитию, получают удовольствие от того чем занимаются, ищут здоровых творческих альтернатив тем несовершенным моментам окружающего мира, которые их не устраивают.

Один и тот же ребенок может двигаться как по первому варианту развития своей жизни, так и по другому. Поэтому так много споров о том, кто же такие эти Индиго – монстры или гении. Полагаю, ни то, ни другое – они огромный потенциал, который будет развиваться в том или ином направлении в зависимости от того, насколько текущая ситуация его окружения окажется развивающей его креативность, либо зацикленной на ту или иную непрожитую конфликтную внутрисемейную ситуацию.

Осознанность родительства, глубина внимания ко всему, что малыш чувствует, доверие своей и его интуиции, творческий поиск решения всех возникающих вопросов – залог успешного развития Индиго.

Порой нам бывает трудно понять такого ребенка, ведь зачастую его система мышления сильно отличается от нашей. Кроме того, взрослому бывает трудно переступить через собственные границы, установленные еще в детстве традиционной парадигмой воспитания, которая ни хороша, ни плоха сама по себе, но все больше несостоятельна запросу наших детей сегодня. Но всегда есть возможность узнать что-то новое, помочь друг другу, поделившись своим опытом.

Поэтому, если у вас возникают вопросы или сложности в воспитании своего малыша, если вы чувствуете нарастание дисгармонии в любых проявлениях (эмоции, физиологические проблемы, ситуативные сложности), но не знаете что можно сделать, мы будем рады ответить на ваши вопросы и помочь вам и вашим детям проживать свою жизнь более гармонично и творчески.



Сорокина Екатерина Николаевна – кандидат педагогических наук,
Монтессори-педагог, психолог
Клуб "Монтики"

чтобы присоединиться к дискуссии!