Статьи Родословная
15:43, 19 Октября 2007
81
0

Игры с "родословной" начинкой



Как заинтересовать детей историей своего рода? Тут на помощь приходит …игра. Включайтесь. Ведь играть может любой: и годовалый ребенок, и дедушка.

Главные правила: недолго, понемногу, избегая сложных слов (кстати, и самого слова генеалогия), нудных заучиваний и скучных таблиц.

Вся семья – на ладошке (для детей от года)



Это удивительно, но с историей своего рода на Руси начинали знакомить буквально «с пеленок». Вслушайтесь в старинные пестушки и потешки. Из пестушек (от слова «пестовать», то есть заботиться) ребенок узнает, что он растет умным, красивым, что у него есть ножки, на которые купят валеночки, девочка слушает про свою косу, которая вырастет до пояса. Кроха узнает, как важен он для окружающих: ведь даже котик обещает поделиться с ним булочкой, а волчок, а вместе с ним и все темные силы, никогда не подберутся к его колыбельке. Постепенно пестушки сменяются потешками - песенками-играми. Причем уже с самого раннего возраста в потешках говорится о том, кто живет в семье малыша.
Мама приговаривает, поочередно загибая пальчики ребенка:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот - наш малыш,
Наш малыш -... (называют имя).


Мама с папой – малыши (для детей от 3 лет)



Что приготовить: семейный альбом.
Покопайтесь вместе с вашим ребенком в семейном альбоме. Покажите ему снимки, где вы сами такие же толстощекие карапузы, такие же наивные озорники, как ваши дети. Не жадничайте, расскажите, во что любили играть, как проказничали, за что вас ругали. «Оказывается, мама, папа и даже бабушка с дедушкой были такими же маленькими, как и я!» – удивится малыш.

Я и мое имя (для детей от 3 лет)



Что приготовить: мяч.
С ребенком лет трех можно провести игру «Назови ласково».
- Тебя зовут Наталья. А как ласково? (Наташа, Наташенька, Натуля)
- Твою подругу в детском саду зовут Настей. А как ласково?
- А как ласково назвать маму? А дедушку?
Детям постарше можно предложить игру с мячом «Имя полное и неполное». Вы называете сокращенное имя и кидаете ребенку мяч, а он должен тут же вернуть мяч, назвав полный вариант имени (или наоборот, или образовав от имени отчество).
Саша – Александр, Света – Светлана...
Алексей – Леша, Анастасия – Настя.....
Петрович – Петр, Георгиевич – Георгий...
После таких игр ваш сын (или дочка) смогут отгадать загадку:
Нас не было - оно было, нас не будет - оно будет; никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть.
Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? Конечно же, собственное имя. «Для чего человеку имя?» - попробуйте спросить своего малыша, что он ответит?
А когда ребенок подрастет, даже алфавит можно учить не по классической азбуке, а по «именной». Например, такой.

Именная азбука (для детей с 5 лет)


Имена друзей возьми -
Алфавит из них сложи:
Аня азбуку читает,
Боря быстро барабанит.
Вася взял ведерко вишни.
Гриша галку гонит с крыши.
Дима строит дом для друга.
Ева ежевику любит.
Ёжик ёжится под ёлкой.
Женя гладит жеребенка.
Зина зонт взяла зеленый.
Игорь ест изюм с Илоной.
Йоко – девочка-японка,
Йогурт лижет потихоньку.
Катерина кормит кошку.
Лев на лавке лижет ложку.
Маша булку в мед макает.
Нина ножками болтает.
Оля щелкает орешки.
Паша пилит пень без спешки.
Рома рисовал ракету.
Света даст слону конфету.
Уля утку утешает.
Федя филина шугает.
Харитоша хлеб накрошит,
Циля есть цыпляток просит.
Чеслав чисто чашку моет,
Шура шубу в шкаф закроет.
Щука спряталась за катер,
Эдик возит экскаватор.
Юля в юбочке кружится.
Яше ящерица снится.

С каждой буквой на странице
Мы сумеем подружиться
Скоро каждый будет знать:
Научились мы читать!

Нарисуем древо (для детей от 4 лет)



Что приготовить: лист ватмана, краски (лучше гуашь) или толстые фломастеры, клей, отсканированные семейные фотографии (не будем же мы приклеивать на бумагу старые снимки, а сканировать снимки можно, например, в фотосалоне).
Нарисуйте на листе ватмана дерево. Примерно такое, как показано на рисунке. У основания ствола вклейте фото ребенка, напишите его имя, на двух первых ветках – имена родителей. Дальше дерево будет ветвиться – появятся имена бабушек и дедушек. Рядом с именами можно прикрепить их фотографии.
Ребенок с интересом поможет вам разукрашивать древо, а потом его лучше переключить на другое: пусть нарисует, например, бабушку в платье принцессы или дедушку в военной форме. Эти рисунки можно прикрепить рядом с деревом.
«Моя семья – это и мама, и папа, и бабушки, и дедушки», - поймет ребенок. А дерево останется жить на стене рядом с его кроваткой. Мы к нему еще вернемся.

Занимательная география (для детей от 5 лет)



Что приготовить: большую матрешку, составленную из 5-6 маленьких, детскую карту страны (такие продаются в отделах для развивающих игр), небольшие цветные флажки (на них ребенок может написать слова «папа», «мама») фломастеры и скотч (или клей). Возьмите обычную матрешку. И покажите ребенку, как устроен мир. Семья (самая маленькая матрешка) живет в доме, а дома – в городе. Города, в свою очередь, живут в стране, страны - на континентах, а континенты на планете Земля. Когда ребенок будет уже хоть немного знаком со своими прародителями, расскажите ему, где они родились или жили. Интересно же, в каких городах побывали родные ему люди! Тем более что ребенок пяти лет уже должен знать не только то, в каком городе, на какой улице он живет, но и как называется его страна, ее главные города, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. В шесть лет ребенку пора понимать, что на территории России живут люди разных национальностей, и у каждой национальности бывают свои обычаи, праздники. «Мой папа видел так много! - начинает гордиться ребенок. - Он сам был в Москве – столице России, он защищал границу на далекой Камчатке!» И флажки на карте страны (с надписями «баба, Минск», «мама, Казань») наглядно покажут, где бывали члены его семьи.

Занимательные профессии (для детей от 5 лет)



Что приготовить: родовое древо (оно уже висит на стене), фломастеры, фотографии, награды, профессиональные атрибуты (по возможности). Вы ведь уже нарисовали и раскрасили с ребенком родовое древо? Он знает, как звали его дедушек, прадедушек и как они выглядели? А чем они занимались? Впишите в нарисованное древо профессии ваших родных. Расскажите ребенку, что это за профессии, чем они важны (Мама работает бухгалтером. Она следит за тем, чтобы каждый человек вовремя получил деньги за свой труд. Прадедушка работал на станке, вытачивал снаряды для пушек. И эти снаряды стреляли из пушек по врагам, которые напали на нашу страну... ) Можно с детьми выучить стихотворение о профессиях мам и пап. Например, «Моя мама – доктор» Григоре Виеру: Пусть у мамы шприц в руках, Ты не пяться, словно рак. Это ж мамочка моя, Очень добрая она! Обратите внимание на семейные династии. Возможно, эта игра выявит интерес не только к истории, но и к будущей профессии ребенка.

Занимательная арифметика (для детей от 5 лет)



Что приготовить: фотографию, на которой собралась вся семья: с родителями, бабушками, дедушками. Попробуем учить считать ребенка не на зайчиках, морковках и кубиках, а глядя на близких:
Сосчитай, сколько человек в нашей семье?
а сколько в ней детей?
а сколько взрослых?
а без бабушек и дедушек?
а если выйдет папа?..
Детям постарше можно задать вопрос: сколько поколений в семье на снимке?

Занимательная история (для детей от 6 лет)



Подберите несколько фактов из истории страны. Это могут быть события, уже известные вашему ребенку, или те, с которыми вы хотите его ознакомить (например, полет в космос первого человека, день победы, строительство метро в вашем городе). А как только глазки у него загорятся, скажите, что в вашей семье есть люди, которые знают об этой истории, жили в то время. «Расспроси бабушку, она расскажет, как все происходило, что она чувствовала» Можно, наоборот, сначала расспросить бабушек и дедушек о том, где они работали, что делали, а потом связать с этим рассказом факты из истории страны. Например, дедушка работал на Автозаводе, значит, покажите ребенку машины, какие он делал и расскажите, чем они были знамениты. Ваши дети почувствуют, что история – это реальная жизнь, с которой связаны и члены их семьи.

Кто кому мама, кто кому папа (для детей 5-6 лет)



Что приготовить: фломастеры, родовое древо размером со страницу (можно использовать образцы, предложенные нами). На него вклеим фотографии ребенка, мамы, папы, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек (снимки лучше отсканировать и распечатать на цветном принтере, чтобы не портить ценные оригиналы). А теперь попросите ребенка соединить маму и дочь, то есть провести линию от мамы к ее дочери. «Справилась? Молодец. А ты знаешь, что маму тоже можно назвать дочкой? Она дочка для своей мамы, твоей бабушки. Соедини их тоже...» Так ребенок узнает, что как у него есть мама и папа, так и у его родителей тоже. Можно предложить соединить ребенка и его родителей, а потом родителей и дедушек. Линии можно разрисовать листочками и цветами, ведь это живая связь поколений.

Семейные головоломки (для детей от 6 лет)



Любимые детьми головоломки тоже можно «начинить» генеалогией. Ваш ребенок еще не умеет разгадывать ребусы? Расскажите ему об этих загадках в картинках и предложите разгадать несколько простых ребусов:

7 Я (семь Я)

ша (на ТА ША) я (на Д Я = Надя)

та д

Р 1 А (Р Один А = Родина)


или задайте ему логические загадки:
У Алешиной сестры Даши только один брат. Как его зовут?
Мама выше бабушки, а папа выше мамы. Кто из них самый высокий?
Дедушка – самый старший. Мама младше папы. Кто из них самый младший?


Его могут заинтересовать типа «четвертый лишний»
папа, мама, бабушка, тетя (лишний папа, потому что он мужчина, а мама, бабушка и тетя – женщины)
мама, папа, сестра, девочка (лишняя девочка, потому что папа, мама, сестра – это слова, обозначающие родственников, а девочка – нет).
Маша, Лена, Оля, Саша (лишний Саша, потому что только это имя может быть мужским).

Хорошо, если ребенок с детства будет слышать стихи, пословицы, поговорки, которые подтверждают великую ценность семьи, доброго отношения к маме и бабушке, родственникам. А когда он их будет знать, пусть попробует соединить половинки:

Где любовь и совет, младший - как сын родной.
При солнышке тепло, отцу отрада.
Птица рада весне, там и горя нет.
Слава сына - полсына, три сына - сын.
Один сын - не сын, два сына - при матери добро.
Старший брат - как отец второй, а дитя матери.


Викторина «Что ты знаешь о родителях?» (о бабушках и дедушках?)



Как проверить, что ребенок усвоил все, что вы ему рассказывали? Проведите с ним викторину (понятно, что лучше, если про бабушек и дедушек будут спрашивать родители, а про родителей – бабушки)

Что приготовить: фотографии (где родители маленькие, на фоне других городов, среди незнакомых людей...) профессиональные атрибуты (стетоскоп врача, калькулятор бухгалтера, флэшку программиста...), напоминания о хобби (лыжные палки, купальную шапочку, марки...) и – обязательно – ма-аленькие призы за правильные ответы.

А вопросы могут быть самые разные (в зависимости от возраста ребенка):
Как зовут маму?
Какое отчество у папы?
Кем работает бабушка?
Какого цвета глаза у дедушки?
Кому принадлежит этот предмет?
Кем работает этот человек?
Как бабушка зовет маму?
Кто это на фотографии?

Начав играть с ребенком в генеалогию, не перегружайте его. Для начала достаточно 15-20 минут - и все, переключайтесь на другое занятие. Пусть дошколенок с нетерпением ждет продолжения. Лучше маленький кусочек шоколадки раз в неделю, чем килограмм шоколада сразу и отвращение к нему на всю жизнь.

И просто здорово, если в доме проводятся семейные праздники: пусть они и не передают информацию о том, кто кому кем приходится, они передают гораздо более важное – семейную атмосферу, домашнее тепло, формируют ту невыразимую словами общность, которая стоит за словами «мой дом», «моя семья», «мой род».

Появились вопросы? Хотите побольше узнать о своих корнях? Задайте вопрос консультанту по родословной прямо сейчас!

Доверительная компания

Глава из книги «Занимательная семейная генеалогия»
Предоставлена Доверительной Компанией

чтобы присоединиться к дискуссии!
Опрос
Как вы относитесь к совместному сну с ребенком?