Статьи Питание
18:59, 07 марта 2012
1910
0

Прикорм для грудничка. Часть 2

Введение прикорма, о котором мы начали говорить применительно к грудничку - это прежде всего формирование правильного пищевого поведения.  

Как для взрослого человека выглядит идеал в питании? Ем рационально - не больше и не меньше, чем необходимо организму. Не ем невкусное или то, чего сейчас совсем не хочется. Не ем, если не голоден. Ем аккуратно. Соблюдаю правила приличия, характерные для данной культуры. И многие другие нюансы, о которых мы часто даже не задумываемся. 

Формирование правильного пищевого поведения и является основной задачей введения прикорма. Мы с самого начала обучаем кроху есть, как взрослый. Относиться к еде так же, как и взрослые. Есть то же, что он будет есть, когда повзрослеет. 

Правила питания и поведения за столом

1. Территория питания должна быть четко оговорена. Причем соблюдать ее должны все члены семьи. Если кто-нибудь из взрослых ест борщ на табуретке перед телевизором в комнате - напрасным будет внушать малышу, что баранки надо жевать только сидя на стульчике в кухне. 

2. Приучаем к чистоте во время еды. Если разлили/испачкали - то сразу же убираем, можно привлечь к процессу вытирания тряпочкой и само чадо. Если переживаем за чистоту одежды - садимся за стол с голым пузом или (что хуже, так как не дает малышу ощутить в полной мере результаты неаккуратности) пользуемся фартучками. Руки и лицо вытираем по мере загрязнения - не надо приучать ребенка к липким пятнам, лежащим на щеках. Для подметания и мытья пола тоже заранее заготовлена тряпка - чтобы не метаться в ее поисках, разрываясь между грязным линолеумом и перепачканным ребенком. 

3. Трапеза - не время для игр! Если малыш потерял интерес к еде - смело удаляйте его из-за стола. Не следует любыми способами и развлекалочками-отвлекалочками уговаривать съесть еще кусочек. Это не пойдет впрок ни его желудку, ни его воспитанию. За столом, пока он сервирован, можно только есть. С продуктами не играем, кашу по скатерти не размазываем (даже изображая художественный шедевр), на пол не бросаем (даже изучая закон всемирного тяготения). Для художественных и исследовательских экспериментов есть другое время и место. 

4. Перед едой и после - посещаем ванную комнату. Как правило, никто не забывает помыть испачканного карапуза после трапезы. Но мыть руки ДО - это элементарные правила гигиены, страхующие малыша от заражения различными инфекциями. 

5. Всячески демонстрируем ценность еды - ведь на зарабатывание куска хлеба тратится столько сил и времени! Поэтому доедаем все, что находится у нас в тарелках. Ограничиваем разовую порцию малыша - пусть лучше попросит добавки, чем со скукой перевернет полную тарелку. На глазах у крохи не выбрасываем еду в мусорное ведро. Благодарим за завтрак-обед-ужин. 

6. Не копаемся в чужих тарелках. У каждого - своя тарелка и отдельные столовые приборы. У всех, включая и малыша. Если ребенка заинтересовало что-то из еды мамы, можно это отложить ему, но не позволять хозяйничать у нее в тарелке. 

7. Стараемся принимать пищу одновременно с малышом. Это правило сразу вводит определенный ритм еды для крохи: завтрак-обед-полдник-ужин. Внедряем или развиваем традиции семейной трапезы с беседами и обсуждениями интересных новостей, текущих дел. Самый быстрый путь подавить пищевой интерес ребенка - это начать кормить его отдельно от всех. И самый лучший способ поддерживать желание есть что-то кроме маминой груди - это брать кроху за взрослый стол, позволяя ему принимать полноценное участие в совместном приеме пищи. 

8. Всегда ориентируемся на пищевой интерес ребенка при выделении ему порции еды. Даем то, что просит из имеющегося в меню. Даем понемногу. Приучаем просить еду (когда начинает говорить - настаиваем на вежливых формулировках) и благодарить за "щедрость" дающей руки. В каком-то смысле общая трапеза для малыша - это ловля добычи, игра в первобытного охотника! Не успел - съели другие. Кто молчит, не отвлекается и быстро ест - тот и получил добавку. Постарайтесь (конечно же, с долей юмора и здравого смысла!) сохранять эту внутреннюю установку на соревновательность в еде - тогда хороший аппетит и интерес к взрослой пище у ребенка вам гарантирован! Если же малыш будет чувствовать постоянное давление на него, если вся трапеза имеет единственной целью впихнуть в него лишний кусочек - он очень быстро превратится в малоежку и капризулю, который кроме маминого молока больше ничего не желает видеть. 

9. У пищи в доме есть хозяин - мама. Поэтому есть можно только то, что разрешает мама. Столько, сколько позволит мама. Только тогда, когда она сочтет возможным. Только по тем правилам, которые она устанавливает. С самого начала введения прикорма не пренебрегайте этим пунктом! Именно его выполнение застрахует вас от тайно съеденных конфет, от конфликтов с теми, кто пытается угостить малыша ненужной или вредной для него едой (ребенок просто откажется есть то, что не предлагала ему мама!), от капризов "кашу не хочу - хочу макароны" и некоторых других проявлений невоспитанного поведения. 

10. И последнее правило: никогда не ругайте малыша за столом. Что бы он ни натворил, как бы он ни раздражал вас своей неловкостью, какие бы оплошности он ни сделал - сохраняйте невозмутимость духа. Помогите ему исправить ошибку, вместе уберите грязь, удалите его из-за стола в конце концов (если он балуется специально). Но не теряйте материнской нежности и мягкости. 

Будем надеяться, что эти правила станут для вас путеводной нитью при обучении малыша есть как взрослые, и перейдем к описанию деталей процесса. Еще раз напомним, что такой способ введения прикорма подходит только для детишек, находящихся на естественном вскармливании. 

Первый этап - адаптационный

Главная задача этого периода, длящегося от двух до восьми месяцев от момента начала введения прикорма, - первичная адаптация желудочно-кишечного тракта малыша к новым продуктам. Все это время объем взрослого питания не представляет большой энергетической значимости для организма младенца. Мы просто знакомим кроху и его животик с тем, что он будет есть впоследствии. 

Первый месяц введения прикорма

При наличии активных просьб попробовать какую-нибудь нашу пищу малышу предлагается крошечная порция - буквально размером с горошинку. За один раз мы можем позволить малышу съесть не более пяти таких маленьких порций. Предлагаем из того, что едим сами - но при этом стараемся выделить самый лучший и полезный кусочек. Мякоть виноградинки, крошечную морковку из постного супа, горошинку нежирного мясного фарша, глоточек кефира, крошку хлеба... 

Параллельно с мягкими и пюреобразными продуктами знакомим малыша с едой твердой консистенции: очищенные овощи, корочки, яблоки - все то, что он, удерживая в руках, будет обсасывать-обгрызать-облизывать и пытаться пережевывать. Жидкость предлагаем в объеме одного-двух глотков. 

Скорость введения новых продуктов будет варьироваться от характера реакций организма младенца на прикорм. Обычно предлагается следующая схема:

  • Самый оптимальный ритм введения прикорма: в один день - один новый продукт. Однако если кроха проявляет повышенную готовность к принятию взрослой пищи - можно дать ему попробовать в один день (только с интервалом во времени: например, на завтрак и ужин) еще пару крошек новых продуктов.
  • Предлагаем запить грудным молоком необычные вкусовые ощущения. Так мы страхуем детский животик от возмущений.
  • Детям, склонным к аллергии, разрешаем пробовать несколько крошек какого-нибудь одного нового продукта не чаще, чем раз в два-три дня. Такая же скорость знакомства с прикормом рекомендуется для тех малышей, которые трудно пережили роды, находились какое-то время на смешанном вскармливании, имели в прошлом проблемы со здоровьем или с грудным кормлением.
  • Если новая еда хорошо усвоилась, мы можем продолжать давать ее малышу в том же символическом количестве хоть каждый день - при условии, что он будет ее просить!
  • Если кроха потерял интерес к еде или его животик "задумался" и начал работать не как обычно - то прежде чем продолжать введение прикорма, ждем, пока все придет в норму. А сами для себя отмечаем, какие именно продукты спровоцировали нехорошую реакцию, и не даем их малышу некоторое время.

За первый месяц введения прикорма малыш может успеть перепробовать все продукты маминого рациона. Хорошо отреагировать на них. Научиться их усваивать. Полюбить их. Продолжать проявлять исключительно устойчивый и живой пищевой интерес. Пока этого не произойдет, переходить к следующему шагу во ведении прикорма не следует. Некоторые дети могут достаточно долго "застревать" на этапе пробования взрослой еды - то зубы полезли и не хочется ничего есть, кроме груди, то заболел, то мама переусердствовала в своем желании непременно накормить ребенка - и малыш просто потерял к еде всякий интерес... Не торопите кроху! Продолжайте активно кормить его грудью, поощряйте рост интереса к прикорму и не переживайте - по некоторым данным, до года мамино молоко может удовлетворять потребности растущего организма на 100%.

  

Второй-восьмой месяц введения прикорма

Скорость прохождения этого периода целиком зависит от скорости развития ребенка. Есть дети, которые в 9-10 месяцев уже хорошо ходят, а есть такие, которые в этом возрасте только начинают ползать. Дозревание желудочно-кишечного тракта малыша происходит параллельно дозреванию всех остальных функциональных систем организма. Бессмысленно требовать от грудного ребеночка, не умеющего сидеть, съедать в больших порциях что-то кроме маминого молока. До тех пор, пока кроха не начнет есть, самостоятельно пользуясь столовыми приборами и располагаясь на своем стуле за общим столом, его порции будут не очень большими. 

В чем состоит суть этого периода введения прикорма? 

1. Объем съеденного продукта увеличивается до 1-2 чайных ложек. Внимание! Это относится только к тем продуктам, которые прошли стадию проб в микродозах. Для любого нового продукта (например, сезонные фрукты и т.п.) необходимо проделать всю адапцинную работу - давать пробовать не более одного нового вида пищи в день, предложить запить все "пробы" маминым молоком, за один раз позволять съесть не более 5 микропорций. Если в течение недели не наблюдается негативных реакций со стороны организма ребенка - можно увеличивать объем до 1-2 чайных ложек. 

2. Помимо этого ребенок приобретает навыки правильного пищевого поведения: 

  • учится тщательно пережевывать пищу (в период между 7 и 10 месяцами жизни многие дети готовы на протяжении всего дня тренировать этот навык, который также помогает дозреванию артикуляционного аппарата - постоянно мусолят то яблочко, то баранку...);
  • учится проглатывать пищу (поначалу малыш может ее выплевывать, особенно если хочется взять новый кусочек или если данный продукт пришелся не по душе);
  • тренируется доносить ложку до рта, грамотно "выгружать" ее содержимое внутрь;
  • обучается пить из чашки;
  • совершенствует навыки захватывания продуктов руками и отправления их за щеку;
  • учится откусывать небольшие по размеру кусочки - до этого малыш может отгрызать ломти, разжевать и проглотить которые он не способен;
  • привыкает не смешивать несовместимые продукты - безусловно, при активном мамином руководстве. Только мама отвечает за то, что появится на столе перед ребенком, и за то, что ему позволяется пробовать, а что нельзя. Детки интуитивно придерживаются правил раздельного питания - давайте будем стараться всячески это поощрять! Не предлагайте крохе после банана рыбу или после чая - творог. Учитывайте то, как все эти продукты будут вперемешку усваиваться...

Мария Гуданова, консультант по грудному вскармливанию 
"Мама-Сити" 

Читайте также:

О маленьких сладкоежках 
Поить ли детей водой? 
Питание кормящей мамы 
Польза арбуза

Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!