Статьи Семья и ребенок
15:47, 19 Октября 2007
631
0

Как помочь ребенку справиться с ночным страхом?

Как помочь ребенку справиться с ночным страхом?



В основе большинства ночных страхов находятся страхи, порожденные семейной ситуацией, размножающиеся сверх возрастной нормы и приобретающие угрожающий жизни характер. Поэтому самым действенным способом устранения ночных страхов будет уменьшение дневных страхов у детей, повышение их уверенности в себе, налаживание взаимоотношений в семье, включая коррекцию неправильного воспитания и нейтрализацию конфликтов. В свою очередь, устранить страхи у детей невозможно без заинтересованного участия родителей и их лечения по поводу собственных невротических проблем и состояний.


Чем раньше обнаружены страхи у детей, тем лучше для их дальнейшего психического состояния, поскольку это помогает во многом разобраться в переживаниях, неразрешимых для них по возрасту и объективным, складывающимся в семье обстоятельствам.


Как же выгнать страхи из сна? Можно, конечно, внушить определенный, защитного плана, характер сновидений (кто-то или нечто изгоняет, уничтожает угрожающие ночные образы), и дело с концом. Не совсем так. Если у детей подобное внушение более или менее работает, да и то его используем после рисования страхов, то у взрослых желаемое в данном случае можно выдать за действительное.


Особенно помогают такие простые, но психотерапевтически обыгрываемые игры, как пятнашки, жмурки, прятки. Они рассчитаны на устранение страхов одиночества, темноты и замкнутого пространства. Пятнашки устраняют страх неожиданного воздействия: никто из играющих не знает, как поведет себя пятнающий, к кому во время бега он обернется, внезапно изменив направление, да еще с нарочито угрожающими репликами: «сейчас догоню», «я тебе покажу», «как хлопну» и т. п. Именно неожиданность, чего НЕ ОЖИДАЛИ, и будет предпосылкой, первичным ощущением страха витальной (жизненной) угрозы. Ведь все чудища, страшилища появляются вдруг, внезапно, без предупреждения, вторгаясь в сознание как инородное тело, комета, метеор.


Жмурки — вторая игра, которая продолжает устра-нять страх внезапного воздействия хотя бы тем, что ищущий внезапно наталкивается на остающихся на своих местах участников игры и должен определить, опознать через ощупывание, кто именно находится перед ним: тетя, дядя, мать, отец, врач, мальчик, девочка, поскольку в игре принимает участие несколько семей и ассистентов — помощников врача. Однако глаза у ведущего завязаны и за крыты — это условие игры, то есть создается внутреннее замкнутое пространство, перед которым нужно не робеть, а действовать, выполняя правила игры.


Во время игры в прятки каждый должен спрятаться один, отдельно от родителей, в весьма ограниченном, тесном пространстве, где к тому же нет света — согласно правилам игры. Правила выступают, таким образом, в качестве нормализующего, стабилизирующего и терапевтически активного фактора. Соответствующим образом игра может драматизироваться. Все играющие сначала скапливаются на лестнице между двумя дверями, и водящий — тот, кто ищет, внезапно хлопает в ладоши. В мгновение ока, практически до окончания счета «раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» всем необходимо открыть двери в суматохе и панике и быстро найти укрытие — личную безопасность. Может быть и два претендента на место, где можно спрятаться, и ребенок может по-прежнему стремиться быть вместе с родителями, а кто-то не успевал спрятаться и лихорадочно искал подходящего укрытия. Опять же водящий ищет остальных участников игры с угрозами «сейчас найду», «никто от меня не уйдет», «покажу, как прятаться». Этими нарочитыми угрозами и достигается цель нейтрализации страха чудовищ. Взаимный обмен такими угрозами со стороны родителей и детей помогает устранить излишнюю напряженность в отношениях по типу Известной разрядки, снятия накопившегося напряжения и одновременно нейтрализовать избыток не переработанных сознанием угроз и предостережений.


Хочу предложить вам игры, в которых преодолеваются конкретные детские страхи. Они разработаны известными практическими психологами-корректорами И.Я. Медведевой, М.И. Чистяковой, Т.Л. Шишовой, А.И. Захаровым и другими.


Игры успешно применяются на практике не только специалистами, но и родителями.


Страх темноты


Малыша, который боится засыпать в комнате без света и находиться в темных помещениях, ни в коем случае нельзя заставлять это делать! Надо понимать, что чадо боится вовсе не потому, что растет трусишкой: все дело в его богатом воображении, которое свойственно дошкольникам и младшим школьникам. Поэтому вместе с ребенком приобретите веселенький ночничок в виде, например, волшебного гномика, который, конечно, не подпустит и близко всяких монстров! Потом, когда малыш перестанет прибегать к вам в слезах, «давайте гномику немножко отдохнуть» - отключайте ночник сначала на несколько минут, потом постепенно увеличивайте время, пока надобность в нем совсем не пропадет. Вместе с ночником можно купить красочное постельное белье с различными сказочными персонажами, которые со всех сторон обнимут малыша, и никто его не обидит. И, наверное, даже не стоит об этом говорить, но все-таки не позволяйте ребенку смотреть ужасные мультфильмы, фильмы, которые не соответствуют его возрасту, тем более не надо делать это на ночь. Не провоцируйте его воображение и формирующуюся нервную систему.


«Зверушки в норке» - игра для детей 3-4 лет


Придумайте, как можно сделать детской кроватке полог. Лягте вечером с малышом в его постель. Включите ночник. Накройтесь одеялом и разыграйте с ним такой нехитрый сюжет. Как будто вы маленькие мышата (зайчата, лисята...), лежите в своей уютной, любимой норке. Там, на улице, сверху, холодно, гроза, воет ветер. А ваша норка совершенно безопасная, теплая и уютная. Никто не знает, где она спрятана и не сможет к вам прийти. И вы никого-никого не пустите и никому-никому не расскажете, где ваша норка, ну, разве что папе, по большому-большому секрету.


От вашего голоса тоже очень много зависит. Чем нежнее и спокойнее он будет, тем комфортнее будет чувствовать себя малыш. В первые несколько дней лучше всего дождаться, пока ребенок уснет. А потом предложите ему вместо себя его любимую игрушку, которой по секрету можно показать, где находится чудо-норка. Не приучайте ребенка накрываться с головой - это не безопасно!


Наутро (ни в коем случае не перед сном) можно разыграть, как норку попытался обнаружить какой-нибудь злой волк, роль волка исполнить может сам ребенок. Конечно же, у волка ничего не получится, ведь норка очень надежная.


«В темной норе» для детей 4-5 лет


Разыграйте с ребенком такую историю. Лиса (это вы) пригласила Зайку (ваш малыш) и Утенка (его изображает игрушка, а озвучивает ваш ребенок - у него сразу две роли) в гости, заманила их в нору, пообещав угощение. Но как только зверята зашли в нору, лиса захлопнула дверь и закрыла на замок. Засмеялась и пошла разводить огонь, чтобы сварить малышей себе на обед. Они оказались запертыми в полной темноте. Утенок сразу стал плакать и громко звать свою маму. А вот Зайчонок не растерялся и стал думать, как выйти из положения. И предложил утенку вырыть подземный ход. Они стали рыть, и вскоре в небольшую щелку проник свет. Через несколько минут друзья оказались на воле и радостные побежали домой. Лиса вернулась и чуть с ума не сошла от досады!


Норой должно служить помещение, в котором нет окон, например кладовка или ванная комната. Малыш заходит туда сам, вы тихонько прикрываете дверь и голосом имитируете, как закрывается замок (не закрывайте ребенка по-настоящему!) Малыш «роет подземный ход», скребя пальцами по двери. Вы через некоторое время начинаете потихоньку приоткрывать дверь, чтобы в щелку проникало все больше и больше света, пока дверь не приоткроется достаточно, чтобы ребенок мог выйти. Обязательно как можно эмоциональней изобразите досаду лисы, чтобы ребенок хохотал, - он должен быть вознагражден за то, что сидел в полной темноте. Как и в предыдущих играх, время пребывания в темном помещении от игры к игре увеличивается.


«Смелый разведчик» для детей 5-8 лет


Лучше, если эта игра станет эпизодом развернутой игры в войну, которую придумает папа (командир) с ребенком (разведчик или разведчица), а участвовать в ней будет вся семья, и у каждого будет свое боевое задание. Вашему чаду достанется такое. Нужно ночью, незаметно для врага, сходить на разведку. В темном помещении в разных местах раскладывается оружие. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру о состоянии вражеского арсенала. Командир награждает разведчика медалью за отвагу.


Ночные кошмары


Страшные сны снятся и нам, взрослым, тоже. И мы знаем, как это неприятно. Хорошо еще, что за несколько минут до пробуждения, в последней фазе сна, подсознание дает нам возможность понять, что это только сон, а не реальность, и мы, утерев холодный пот, можем спокойно поспать еще часок-другой. У детей регуляция нервной системы не настолько совершенна, она только формируется. Поэтому основная проблема детских кошмаров в том, что малыши не могут проснуться усилием воли, как мы, и отличить сон от реальности. Они воспринимают страшные образы сновидений как нечто живущее само по себе.


Лучшее, что тут можно сделать, - это «вытащить» ночной кошмар наружу и научиться им управлять. Для начала, конечно, нужно проанализировать, не спровоцированы ли эти сны извне, страшными фильмами, чтением, чьими-то рассказами.


Например, один мальчик 7-и лет очень боялся вампиров, после того как посмотрел про них фильм. Ему снилось, что они залезают в его окно. Достаточно было ему объяснить, что да, вампиры, то есть существа, пьющие кровь, действительно существуют - это комары и летучие мыши. А фильм - это сказка для взрослых. Взрослые не боятся именно потому, что знают, как обстоят дела на самом деле. А тот, кто еще мал, тот верит этим сказкам, поэтому ему и не стоит смотреть такие фильмы. Желание быть взрослым победило, и вампиры «обесценились» в сознании мальчика до комаров, сновидения через некоторое время исчезли. А о просмотрах «ужастиков» родителям, конечно, пришлось забыть. По крайней мере, в присутствии сына. Но это то, что касается «навязанных» кошмаров. А вот те, которые рождает детское воображение, к сожалению, так просто не одолеть.


«Бестолковый кошмар» 4-6 лет


Сделайте с ребенком кукольный театр: пластилиновый, бумажный, проволочный, тканевый - насколько хватит фантазии и мастерства. Начните издалека: сначала изобразите не связанных с ночным кошмаром персонажей. Когда куклы будут готовы, предложите ребенку сделать то, что его пугает. Пусть он вам рассказывает, а вы будете рисовать или мастерить это чудовище. Затем предложите малышу разыграть в сценке его страшный сон. А сами подмечайте смешные детали в его кошмаре, наделяйте нелепостями то, что пугает ребенка особенно. Например, когда чудище за ним гналось и уже почти настигло (вы разыгрывайте это в куклах), оно вдруг споткнулось, шлепнулось в лужу, долго не могло встать, поскальзывалось и шлепалось обратно. Ваша эмоциональность должна заставить ребенка смеяться над собственным страхом. Каждый раз, играя в эту игру, придумывайте разные счастливые концовки страшного сна, и однажды пусть малыш нечаянно наступит на свой страх и раздавит его, а вы воскликнете: «Боже, что же ты наделал? Он же больше никогда не сможет тебе присниться!» Так ребенок научится чувствовать себя хозяином своего сна и, пусть не сразу, но избавится от ужаса перед властью ночного кошмара. С детьми постарше по этому же принципу можно завести «Дневник сновидений», где те же задачи будут решаться через рисунок.


Страх одиночества


Обычно лет в 6-7 дети спокойно остаются дома одни, но есть и такие, которые этого панически боятся. Они не гуляют во дворе, не ходят в магазин и вообще боятся остаться без взрослого. Этот страх испытывают хрупкие, застенчивые, нерешительные дети. Как правило, они умненькие, с хорошо развитым воображением, но при этом не умеют играть самостоятельно, часто томятся от безделья, не зная, чем себя занять. Поэтому их ничем не занятое воображение порождает всякие «страсти».


Самый лучший способ в данном случае - это помочь ребенку научиться чем-то себя занимать, познакомить его с разными играми. Если он будет творчески самовыражаться, тогда ему некогда будет придумывать всякие ужасы.


«Потеряшка» 4-8 лет


Предложите ребенку превратиться в маленького щенка, который потерялся. Обязательно обсудите, в какой семье щенок жил, какими были его хозяева, нравилось ли ему у них. Также пусть малыш придумает причину, по которой потерялся щенок. Итак, он остался на улице один. Что он чувствует? Очень важно, чтобы чадо как можно конкретнее описало чувства собачки, ведь это его собственные чувства, и нужно, чтобы он осознал их. Если игра не травмирует ребенка, он охотно в ней участвует, то придумайте вместе с ним, какие приключения ждали щенка. Старайтесь, чтобы это были хорошие события, хотя ваш малыш, скорее всего, будет придумывать, что пес попал под машину или его украли. Хорошо, он чуть не попал под машину, но водитель оказался внимательным (да и щенку стоило быть осторожнее), зато потом... и придумайте что-нибудь увлекательное. Пусть на пути щенку встречаются добрые люди, и, в конце концов, они помогут ему найти хозяина. Нужно подчеркнуть, что четвероногий путешественник был очень рад встрече с хозяином, но и свои приключения, ПОКА ОН БЫЛ ОДИН, он тоже вспоминал с удовольствием.


«Как важно знать свой адрес» 4-5 лет


Мальчик потерялся. Пусть ребенок сам придумает имя этому мальчику и почему он потерялся. Когда чадо будет рассказывать о причинах, обратите внимание на то, не родители ли были в этом виноваты? В этом случае вам стоит присмотреться к себе.


Мальчик потерялся, но не растерялся, а подошел к милиционеру и бойко, правильно назвал свой домашний адрес. Милиционер, конечно, малыша похвалил и доставил домой. А вот дальше поменяйтесь ролями. Вы - найденный ребенок, а ваше чадо - родитель. Посмотрите, как родители встретили своего мальчика. С радостью или с упреками. Это тоже может стать информацией к размышлению.


Существуют и другие страхи, которые одолевают маленьких детей: страх сказочных персонажей, боязнь войны и катастроф, уколов, врачей, боли, наказания. Родителям можно порекомендовать книгу Т.Л. Шишовой «Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов». В ней вы встретите много игр и сказочных приемов, которые обязательно помогут вашей крохе победить свой страх.


Если вы не в состоянии помочь вашему ребенку справиться со страхом, обратитесь к психологу за очной консультацией. Он разработает для вашего ребенка индивидуальную программу коррекции.



Светлана Сушинских
Психолог


чтобы присоединиться к дискуссии!