Статьи Семья и ребенок
15:47, 19 октября 2007
0
0

Какой темперамент у вашего ребенка?



Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности. Темперамент проявляется уже в раннем детстве, он относительно устойчив и слабо поддается воспитанию. Чаще всего встречается темперамент смешанного типа.



Холерики


Холерик - личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая, даже необузданная. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает - появляется "наплевательское" настроение. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый.


Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вообще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.


Если родители или учителя пытаются переломить характер таких детей, чаще всего ограничивают свободу движений. Но когда возникает естественный протест, так как нервная система таких ребят не может работать по - другому. Такие дети становятся чаще других трудными.


Меланхолики


Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный.


Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Домашние задания выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски они теряются.


Дети -меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться.


Сангвиники


Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.


Такие дети быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко схватывают материал. Трудолюбивы, часто лидируют в коллективе. Но при неправильном воспитании могут стать лицемерами и приспособленцами.


Флегматики


Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Интересен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы.


Такие дети организованны, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие дети не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем.


Тест на определение темперамента ребенка

  1. Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
    а) легко включается в работу;
    б) активно действует;
    в) действует спокойно, без лишних слов;
    г) робко, неуверенно.
  2. Как реагирует ребёнок на замечание педагога:
    а) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же;
    б) не слушает или поступает по-своему;
    в) выслушивает молча;
    г) молчит, обижен, переживает.
  3. Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях:
    а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других;
    б) быстро, со страстью, но не слушает;
    в) медленно, спокойно, но уверенно;
    г) с большой неуверенностью.
  4. Как ведёт себя в непривычной обстановке:
    а) легко ориентируется, проявляет активность;
    б) активен, проявляет повышенную возбудимость;
    в) спокойно рассматривает окружающее;
    г) робок, растерян.


Критерии: если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребёнка характерны реакции типа а, то можно говорить о преобладании у него черт сангвиника; б — холерика; в — флегматика; г — меланхолика.


Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:

  • важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать его действия и поступки;
  • обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);
  • необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);
  • целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное — показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;
  • важно формировать у ребёнка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности;
  • учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.


Если у детей преобладают черты холерического темперамента:

  • с пониманием относиться к проявлению активности ребёнка;
  • говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
  • целесообразно ограничивать всё, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение — все должно быть в меру. За два часа до сна — только спокойные игры и занятия;
  • необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка — все что требует усидчивости;
  • воспитывать у ребёнка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться); 
  • приучать его к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
  • необходимо строго соблюдать режим дня.


Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:

  • нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания — это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
  • не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
  • следует чаще хвалить его за скорые действия;
  • необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
  • следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
  • побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию — активизировать его;
  • нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;
  • привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.


Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:

  • нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
  • нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;
  • целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определенно;
  • ребенку полезно заниматься спортом;
  • необходимо разнообразить жизнь ребенка;
  • надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;
  • важно развивать у него общительность;
  • необходимо поддерживать у него положительные эмоции.


Есть еще и такое понятие как характер. Характер объединяет в себе определенные способы поведения, а также эмоциональные реакции.


Если темперамент остается относительно устойчивым в течение всей жизни и изменить его нельзя, то характер или некоторые его черты изменить можно. Зная характеристики типов темперамента, можно с определенной долей вероятности прогнозировать поведение человека. Темперамент и характер тесно взаимосвязаны. Тип темперамента определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть разный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Поэтому, зная, какой темперамент у ребенка, можно использовать правильный подход в воспитании и помочь ребенку знать о себе больше, помочь ему стать цельной личностью, научить правильно эмоционально реагировать и подбирать нужный способ поведения в различных жизненных ситуациях.



Светлана Сушинских
Психолог
Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!