Статьи Семья и ребенок
19:58, 14 Ноября 2008
39
0

Игры, в которые играют дети




Игра - это свободное действие, это то, без чего в принципе можно бы и обойтись; деятельность, не преследующая удовлетворение материальных интересов или насущных потребностей. Цель и смысл игры - сама игра. Этакая вещь в себе, существующая сама по себе. Прошло время, когда наши предки охотились за дикими животными, добывая пропитание, когда детские игры были жизненно необходимы для подготовки будущих охотников и собирателей. Теперь, благодаря цивилизации, мы свободны от непосредственных опасностей дикой природы, а добыча пропитания больше не требует долгих часов собирательства или возделывания земли. Изменились структуры повседневности, изменились детские игры. В наш электронный век игры стали электронными.

Освободившееся время, которые дети каменного века тратили на тренировку в изготовлении и метании копья, теперь тратится на просмотр телевизора и компьютерные игры. Но стали ли наши дети счастливее? Думаю, нет. Раньше не было времени на суицидальные мысли и наркотическую зависимость. По крайней мере, наскальные рисунки не свидетельствуют о склонности наших предков к депрессиям. Оказалось, что это цена за безопасную жизнь и устроенный быт, слишком высока. Мы мало двигаемся, мало общаемся без помощи интернета, оставляем воспитание наших детей чужим людям, называющих себя учителями, потребляем больше, чем нам необходимо, принимаем телевизионный бред за реальность... Дети наблюдают за нами и подражают... Сейчас не нужны войны, чтобы уничтожить нашу цивилизацию - мы сами преуспеваем в этом. Уже в подростковом возрасте человек выглядит уставшим и разочарованным. Переходя на последний уровень компьютерной игры, подросток не получает ожидаемой дозы гормонов счастья. Тогда то на сцену и выходят алкоголь, никотин, ранний секс и наркотики. "Эволюция приносит стабильность, а прогресс - уязвимость".

Заменив простые вещи на пассивный просмотр телевизора или на зависимость от компьютерных игр, дети становятся подобными мелким сосудам, напичканным рекламой, сценами насилия и бессмысленной чепухой. Справедливости ради надо добавить, что телевизор или компьютер сами по себе не есть зло. Это инструменты, с помощью которых можно как обучать ребенка, так и зомбировать его, и эти инструменты должны знать свое место в системе воспитания. Родители, занятые своими проблемами, отдаляются от ребенка, оставляют его наедине с телевизором, считая "ящик" надежнее плохой компании. Но что такое плохая компания? Это такие же дети, только педагогически запущенные: не обученные правилам жизни в обществе себе подобных, рано повзрослевшие и ставшие плохими копиями взрослых, не испытавшие восторга простых детских открытий.

Вообще, воспитание здорового во всех отношениях ребенка становится настоящим испытанием для современных родителей. Этому не способствует ни наша окружающая среда, ни потребительский стиль жизни, ни каменные мешки-города, где так сложно соприкоснуться с природой, ни уровень преступности, ни игрушки, в которых форма доминирует над содержанием. Дети нашего времени лишаются незаменимой стадии развития - живой игры, этого пережитка каменного века и, может быть, единственного, что может обеспечить почву под ногами в век иллюзии. Ведь именно в игре формируется важная составляющая личности, которая дает человеку цельность, существующую независимо от обстоятельств внешней жизни.

Дорогие, яркие игрушки, предполагающие единственный способ игры, направляют фантазию в определенное русло, обусловленное формой и цветом, являясь немаловажным фактором, уничтожения спонтанности детской игры и уменьшения креативности ребенка. "... Радующие взрослых дорогие "натуральные" игрушки менее пригодны для игры, чем схематичные самоделки, чьи детали требуют напряженного воображения". Для нормального развития ребенка вполне достаточно предметов домашнего обихода и природных материалов. В воображении ребенка кресла и стулья, накрытые пледом легко превращаются в хижину, сервант со стеклянной посудой - в сказочное королевство, ручейки тающего снега - в судоходную реку, а луг - в обитель эльфов. Но для подобных открытий есть одно обязательное условие - дети должны быть окружены любовью и неназойливым вниманием близких.

Важной состовляющей душевного здоровья наших детей является наше душевное здоровье. Если мы можем осознанно совершать простые дела, вроде уборки и мытья посуды, если мы можем отложить на пару часов невротическую жажду материальных благ и сходить с ребенком на рыбалку, тогда нам нечего бояться дурного влияния общества. Мы - самые первые и лучшие учителя своих детей. Одно из воспоминаний детства, к которому я часто возвращаюсь, когда мне не хватает уравновешнности - это бабушка любовно режущая болгарский перец на даче. Мне нравилось наблюдать как она совершала это незамысловатое действие и как безмятежно она выглядела. Припоминается одна дзеновская поговорка: "Перед просветлением - колоть дрова, носить воду; после просветления - колоть дрова, носить воду".

Я убеждена, что мы можем дать подростающему поколения здоровую основу для жизни, если мы потратим немного своего времени и обучим их не таким уж важным, но настоящим приключениям детства, как запуск воздушного змея, выпекание хлеба или разведение костра.

Конечно, факт того, что мы станем проводить больше качественного времени с детьми не будет означать, что наши дети не разочаруются в жизни, не станут на путь саморазрушения или войны против других человеческих существ. Но минимум, того, что мы можем сделать - это дать им выбор, а право выбирать принадлежит уже им самим.

Практическое приложение:

Воздушный змей. Чтобы смастерить хороший змей можно обойтись самыми дешевыми материалами. Для этого нужны: кусок картона или бумаги для шаблона, кусок пластика размером толщиной 3 мм для "тела", тонкие деревянные палочки для каркаса, толстые нитки для крепления элементов, шнур для хвоста и для управления, цветные фломастеры для раскрашивания змея. А также свободное воздушное и земельное пространство для маневров.

Воздушный змей был первым, известным официальной науке, летающим объектом, созданным человеком. Он появился более двух тысяч лет в нескольких культурах независимо друг от друга. Китайцы, полинезийцы и египтяне использовали змеев, чтобы подавать на расстоянии сообщения и сигналы. В Японии существует древняя традиция проводить бои шестиугольных змеев (роккаку), разрисовывать их грозными гримасами и крепить к шнурам осколки стекла для подрезания вражеских змеев.

Жабки/блинчики на воде. Для запуска прыгающих камешков по поверхности воды нужны всего лишь небольшие плоские камешки и тихий водоем (бассейн, море в гладь) . Покажите ребенку как правильно держать камни: средний палец придерживает камень снизу, большой - сверху, а согнутый безымянный - с края. Бросок должен быть достаточно сильным и производиться параллельно поверхности воды. Для этого ноги должны находиться на ширине плеч, корпус немного развернут вправо (если ребенок правша). Попросите ребенка представить, что он бросает не камень, а колесо и, что цель - бросить "крутящееся" колесо. Брошенны таким образом камень будет пролетать над поверхностью воды, отталкиваясь от нее и продолжая полет. Эта игра дает отличное представление о силе тяжести, траектории движения тела и силе отталкивания воды.

Посадка растений. Здесь можно экспериментировать как угодно. Если есть место и посадочный материал, то сажать деревья (было бы идеально, если бы городские или сельские советы предоставляли саженцы и места посадки деревьев для всех добровольцев). Если нет места, то можно сажать цветы, ароматные травы или мелкие овощи на балконе. Основная идея состоит в том, что ребенок после посадки растения заботиться о нем - поливая, подкармливая и получая представление об ответственности.



чтобы присоединиться к дискуссии!