Статьи Семья и ребенок
19:08, 06 Июля 2009
39
0

Об умении родителей запрещать то, что ребёнку делать нельзя



Наши дети рождаются с очень малым числом врождённых безусловных рефлексов. Практически все эти рефлексы постоянны и никак не зависят от условий окружающей среды. Воспитание и обучение детей различным навыкам основано на образовании у них необходимых для последующей счастливой жизни полезных устойчивых условных рефлексов и торможении вредных, ненужных привычек и навыков. Самый сложный и опасный период развития детей приходиться на возраст от одного года до трех лет. Ребёнок начинает ходить и в любом доме найдутся вещи, который трогать ему нельзя. Как научиться запрещать ребёнку то, что делать и трогать ему нельзя?

Слово «нельзя» - главный «тормоз»


Самое важное и главное – это понимание абсолютно всеми членами семьи жёсткой необходимости отработки у детей стойких и прочных условных рефлексов на послушание. Начиная с возраста шести месяцев, обязательно следует вводить в обиход условный раздражитель – слово «нельзя». Делается это очень ласково и аккуратно в обязательном сочетании с безусловным внешним раздражителем. Пример: находясь на руках у папы или мамы, ребёнок начинает дёргать их за волосы или бить их своей ручкой по лицу. Следует немедленно отвести его ручку (безусловный внешний раздражитель) и произнести слово «нельзя» (условный раздражитель). Уверяем Вас, что к моменту, когда ребёнок пойдёт своими ножками и начнёт исследовать окружающий мир это слово станет для него рефлекторным запретом, своего рода «тормозом» практически на любое действие.

Все взрослые члены семьи: мама, папа, бабушка должны при этом работать в одном направлении. Ведь, если папа что-то запрещает, а бабушка не только разрешает это же делать, да при всём том ещё и умиляется, то с большой долей вероятности уже в скором времени Вы поймёте, что ребёнок растёт капризным, упрямым и непослушным. Дети мгновенно, инстинктивно используют любые разногласия между взрослыми в свою пользу. Они тут же начинают хитрить и лицемерить, а далее непонимание ими смысла нелогичного наказания (папа запрещает, а мама или бабушка разрешает), приводит к бурной протестной реакции, иногда даже к развитию устойчивых, трудноизлечимых неврозов.

Как научить ребёнка не трогать то, что нельзя?


К сожалению, в ряде случаев сделать это одним словом «нельзя» Вам не удастся. Поэтому для начала придётся подготовить дом к тому, что ребёнок получил свободу передвижения, то есть начал ходить. Ему будет абсолютно всё равно с чего начинать исследование мира. Главное – это стремление познать всё сразу.

Как его уберечь от несчастных случаев дома? Придётся изменить обстановку. Всё, что может упасть на пол и разбиться, убирайте в недоступные для малыша места. В то же время до большинства безопасных вещей он должен добираться, чтобы с ними играть. Все нижние выдвигаемые, или открываемые ящики шкафов и мебельных гарнитуров заполните старыми журналами, одеждой, игрушками, деталями детских конструкторов. Пусть ребёнок в своё удовольствие исследует содержимое этих ящиков, достаёт и кладёт обратно эти предметы. Ведь если ему есть чем заняться, то его не слишком сильно будут беспокоить недосягаемые предметы, которые трогать нельзя.

Как отработать запретное действие, не произнося лишний раз слово «нельзя», но при этом дать ребёнку строгое понимание того, что трогать какой-то предмет (газовая печь, шнур электропитания, горячая плита и многое другое) действительно нельзя. В этом случае лучшим результатом может быть использование способности детей отвлекаться и переориентироваться на другое не менее интересное действие. Как только Ваш малыш попробует сделать то, что Вы ему запретили словом «нельзя», Вы должны быстро и немедленно молча подойти к нему, оттащить в другую часть комнаты и дать в руки, какой либо новый, но полностью безопасный и интересный для него предмет. Заметьте, не надоевшую игрушку, а что-то новое (журнал, яркую коробку из-под конфет и т.д.). Возможно, что через несколько минут ребёнок вновь попытается вернуться к запрещённому ранее действию. Уверенно, весело и ласково вновь переключите его внимание на что–то другое, пару минут поиграйте с ним, покажите, как играть с новой игрушкой. Возможно, Вам придётся увести Вашего малыша в другую комнату или убрать запрещённый предмет, но в любом случае он уяснит запрет на свои неправильные действия и вскоре прекратит попытки их делать.

В заключение приводим несколько простых правил, которые позволят Вашему ребёнку услышать родительское «нельзя» и правильно понять запрет. Вот эти простые, но очень важные правила:

1. Один и тот же запрет всегда должен быть поддержан всеми членами семьи.

2. Запрет должен быть однозначным и неизменным. Если на подоконник влезать нельзя - значит нельзя всегда.

3. «Нельзя» - не может быть много. Категорические запреты на всё «убивают» познавательный интерес ребёнка. Иногда их можно интерпретировать в форму «можно». Пример - безусловно, нельзя и опасно дёргать домашнюю кошку за хвост, но всегда можно её погладить.

4. Запрет для Вашего ребёнка должен звучать нейтрально, иначе, при злом, повышенном тоне, у ребёнка появляется ощущение, что его не любят и он «на зло» нарушит запрет, а при попытке говорить весело и непринуждённо малыш считает, что с ним просто играют и требования несерьёзны.

5. Обязательно положительно реагируйте на выполнение ребёнком всех Ваших требований, похвалите его вслух за это, то есть закрепите положительный результат. Ребёнку важно знать, что его правильные действия и поступки радуют всех членов семьи.




чтобы присоединиться к дискуссии!