Статьи Семья и ребенок
23:38, 06 Октября 2008
97
0

Труд в радость




«Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни»
Ушинский


В детском саду дети трудятся вместе. Постарайтесь и дома создать условия совместной работы нескольких детей. В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения. К концу пятого года жизни дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим.

Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду.

«Мы с мамой пирожки делали. Мама кружочки дела, а я начинку накладывала» - говорит шестилетняя девочка.

«Мы с папой дверь чинили, я гвоздики подавала папе, а он прибивал где надо» - с гордостью сообщает пятилетний мальчик.

Взрослым следует иметь в виду, ч то повседневность придает детскому труду будничный характер. Одно дело выполнить поручение в первый раз: впервые попросили ребенка шести лет купить хлеб – поручение выполнено с готовностью, ребенок вырос в собственных глазах. Но когда эту обязанность надо выполнять каждый день, радость постепенно угасает. Придется находить дополнительные стимулы. Иногда мать, накрывая стол к обеду, скажет: «Какой аппетитный мягкий хлеб купил сегодня Алеша». В другой раз более сложное задание: купить не только хлеб, но калорийные булочки, которые так любит папа.

А за вчерашним чем отец выразит удовольствие при виде этих булочек и еще более обрадуется, узнав, что это сын ходил в булочную.

Если вы собрались постирать – детям тоже найдется дело. В маленьком тазике можно постирать с кукол и прополоскать, что-то подсинить,  потом вместе с мамой развесить посушить. При выполнении всех домашних дел важно всем членам семьи быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелании что-то делать. Пусть ребенок видит активность каждого, их сноровку, умение все делать с готовностью.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут проявлять заботу о другом, и в этом их надо поощрять. Трудовое участие детей в бытовых делах особенно велико в тех семьях, где несколько детей, ГД у старшего школьника есть младший брат или сестра.

Вот как об этом рассказывают сами дети: «Я одеваю сестру, гуляю с ней», «Мою братику лицо и руки», «Мы с сестренкой играем, пою ей песни, рассказываю сказки».

Детские заботы о других людях, в чем бы они ни выражались, свидетельствуют уже о глубоком понимании необходимости помощи, необходимости приспосабливать свое поведение к условиям жизни семьи, «Я забочусь о папе, он у нас больной. Мы с Ирочкой стараемся не шуметь, не бегать по квартире, чтобы папа скорее выздоровел». Заботятся дети о животных, о растениях. Но иногда забота ребят не выходит за рамки их игровых интересов: «Кладу куклу спать», «С мишкой играю, кормлю его, сплю с ним». Здесь родителям, наверное, следует найти ребенку какие-то реальные дела, которые были бы направлены на действенную помощь старшим.
чтобы присоединиться к дискуссии!