Логопеды в Нижнем Новгороде
Я провела диагностику ребенка, а затем стала опрашивать маму, при этом задавала стандартные вопросы. Казалось бы, что, отвечая на эти вопросы не должно быть никаких запинок: - Вопрос: когда появился лепет?
- Ответ: наверное, как в норме, но я точно не знаю как в норме, и вообще у меня это первый ребенок, так что мне казалось, что у нас все в норме... - Вопрос: а первые слова когда появились? - Ответ: да все в порядке было, уже в полтора года появились первые слова, которые к двум годам пропали...
А у ребенка тем временем, очень сложное речевое нарушение, и если бы мама обратила внимание на речевое развитие ребенка, то многих проблем удалось бы избежать!
Для того, чтоб не возникало таких ситуаций, я советую завести дневник вашего малыша, в котором нужно отмечать важные события от самого рождения ребенка. Когда родился, как закричал, как протекали роды, как взял грудь, когда улыбнулся в первый раз, когда сказал "агу" и т.д и т.д. Этот дневник, возможно, понадобится вам в будущем.
А если такой дневник уже есть, но хотелось бы узнать в норме ли протекало (протекает) развитие малыша, представляю вам описание нормативов психомоторного развития детей.
У новорожденных детей имеется врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя и вызывающийся в первую неделю жизни. Движения глаз в этот период скачкообразный, нет устойчивого контакта между глазом и раздражителем. Затем развивается устойчивое прослеживаение, притормаживание общих движений, а также движений головы, которая следует с некоторым опозданием за движением глаз. Это возникает у здорового ребенка в первые две недели жизни. К концу первого месяца у детей вызывается длительная фиксация предмета, лица взрослого, находящегося от глаз сбоку, сверху, снизу.
У детей 2-3 месяцев жизни длительность фиксации взгляда значительно увеличивается. К 4-5 месяцам появляются зрительные дифференцировки, которые имеют большое значение, т.к. являются физиологической основой сенсорного развития.
У ребенка нет врожденной ориентировочно-установочной реакции поворота глаз и головы в сторону звука. Такая реакция формируется к 3-3,5 месяцам. В 4 месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, отвечает улыбкой, смехом, гулением. С пяти месяцев дети различают тон голоса, адекватно на него реагируют. В возрасте 8-12 месяцев формируется начальное понимание обращенной речи. Начинает формироваться фонематический слух, а заканчивается его формирование в норме к 1 году 7 месяцам.
Разделено на 6 уровней понимания речи: 1 уровень - выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев. 2 уровень - ребенок понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетания, выполняет некоторые словесные команды: "ПОЦЕЛУЙ МАМУ", "ГДЕ ПАПА?", "ДАЙ РУЧКУ", "НЕЛЬЗЯ", и т.д. Этот уровень ребенок проходит от 6 до 10 месяцев. 3 уровень - понимает названия отдельных предметов и игрушек: а) понимает только названия предметов и игрушек (10-12 месяцев); б) узнает их на картинках (12-14 месяцев); в) узнает их на сюжетной картинке (15-18 месяцев). 4 уровень - понимает названия действий в различных ситуациях: "ПОКАЖИ, КТО СИДИТ", "КТО СПИТ" и т.д. а) понимает двухступенчатую инструкцию (2 года): "ПОЙДИ В КУХНЮ, ПРИНЕСИ ЧАШКУ", "ВОЗЬМИ ПЛТОК, ВЫТРИ НОС" и т.д. б) понимает значение предметов в привычной конкретной ситуации, начинает понимать вопросы косвенных падежей: "НА ЧЕМ ТЫ СИДИШЬ?", "ВО ЧТО ИГРАЕШЬ?" и т.д. (2 года 6 месяцев); в) установление первых причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев). 5 уровень - понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (2 года 6 месяцев - 3 года). 6 уровень - понимает значение сложно-подчиненных предложений, понимает значение предлогов вне привычной конкретной ситуации (к 4 годам).
Первый год жизни у ребенка является доречевым периодом. Он является подготовительным в развитии детской речи и разделяется на 4 этапа: 1 ЭТАП (о-3 месяца) - характеризуется развитием эмоционально-выразительных реакций; 2 ЭТАП (3-6 месяцев) - время появления голосовых реакций, гуления, лепета; 3 ЭТАП (6-10 месяцев) - начало развития понимания речи, активного лепета; 4 ЭТАП (10-12 месяцев) - время появления первых слов ( А.В Запорожец)
Начальным этапом доречевого развитиЯ считается рефлекторный крик, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими.
В 2-4 месяца у ребенка появляются короткие звуки - гуканье, а затем гуление. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию, с их помощью ребенок привлекает внимание взрослого.
Первые 4-5 месяцев жизни ребенка считается периодом псевдоречевых звуков, нелокализованных и крайне неопределенных по артикуляции.
К 6-ти месяцам поток "речи" распадаются на отрезки, состоящие из нескольких слогов (период лепета). В этот период происходит быстрое накопление звуков лепета. От 7-8 месяцев до одного года - появляется понимание речи.
Первоначальные лепетные цепи состоят из гласных звуков (А-А-А-А, У-У-У-У и т.д.), к 8-9 месяцам сменяются на цепочки с шумовым началом (ТА-ТА-ТА-ТА, ПА-ПА-ПА-ПА и т.д.), а в 9-10 месяцев цепочка с шумовым началом и меняющимся вокальным концом (ТА-ТЕ-ТА, ПА-ПУ-ПА и т.д.)
К 11 месяцам появляются цепочки с меняющимся шумовым началом (ВА-ЛЯ, ДИ-КА, МА-ПА и т.д.)
К конца первого года жизни ребенка появляются первые слова, в большинстве своем состоящие из парных слогов: МАМА, ПАПА, БАБА, ДЕДЕ, ЛЯЛЯ и т.п.
К году в словаре ребенка имеется 9-15 слов, к 2-м годам 200-300 слов, к 3-м годам 1000, к 4-м годам 1600-1900 слов, к 5-ти годам - 2200 слов.
Желаю Вам удачи!